Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Объектом исследования являются межличностные отношения младших школьников в коллективе.
Предмет исследования – зависимость межличностных отношений младших школьников от типов темперамента.
В исследовании можно выдвинуть следующую гипотезу: тип темперамента младшего школьника оказывает влияние на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.

Содержание работы

ведение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

vliyanie_temperamenta_mladshih_shkolnikov_na_razvitie_otnosh.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

     Чем младше ребёнок, тем меньше его выносливость, но выше чувствительность, впечатлительность, импульсивность, интенсивность эмоциональных переживаний (переходы от слёз к улыбке). К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Заставьте ребёнка сидеть – он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы».

     Нельзя в этом случае  не учитывать сказанное Я. Стреляу  в своей книге «Роль темперамента  в психическом развитии», где  он отмечал: «В каждом возрасте  – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В  младшем школьном возрасте –  это лёгкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата её ценных детских свойств».

     Однако, на фоне возрастных  особенностей у ребёнка обнаруживаются  и такие черты, которые говорят  о принадлежности его к тому  или иному типу темперамента.

1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников.

 

     Как уже было сказано  в п.1.2 темперамент, как и другие  свойства организма подвержен  возрастным изменениям. Другими  словами, на каждом возрастном  этапе темперамент имеет свои  особенности проявления.

     Исследователи  выделили следующие особенности проявления темперамента младших школьников, которые обязательно необходимо учитывать педагогу в своей работе для того, чтобы создать оптимальные для учеников условия обучения и воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

     Сангвиник. Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят, общителен и отзывчив.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. Длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Своей возбуждённостью зачастую холерики заводят остальных, но имеют некоторые сложности в общении из-за своей неуравновешенности.

     Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

     Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

     Обычно флегматик  ровен в отношении со всеми, однако общение может быть  затруднено из-за замедленности  его реакций.

Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Зачастую меланхолики имеют трудности в общении со сверстниками из-за своей обидчивости, скрытности и мнительности.

 

 

1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.

 

     Как уже отмечалось, при поступлении ребёнка в  школу, параллельно с овладением  учебной деятельностью и выработкой  обязательных школьных умений и навыков, школьник включается в не менее значимый процесс усвоения социального опыта – это межличностные отношения.

     Как правило, у первоклассников  в период адаптации к школе  общение со сверстниками отступает  на 2 план. Дети  как бы «сами по себе», они поглощены своим новым статусом и обязанностями. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Однако вскоре они начинают активно овладевать навыками взаимодействия друг с другом. Умение заводить друзей является одной из главных задач для этого возраста.

     Результаты исследований  показывают, что само понимание  дружбы на протяжении младшего  школьного возраста различно. Вначале  дети больше внимания обращают  на внешние характеристики (друг -  тот, с кем ребёнок сидит  за одной партой, живёт рядом и.т.д.). Начиная примерно с 8-ми лет дети уже считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Постепенно у ребёнка складывается система личных отношений в классе, основу которых составляют непосредственно эмоциональные отношения.

     Положение ученика  в системе межличностных отношений  в классе определяется рядом  факторов.

     1. Дети, получающие наибольшее  число выборов от одноклассников («звёзды») обычно обладают ровным  характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.

     2. «Непривлекательные»  для сверстников дети как правило  неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей  неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

     Первоклассники оценивают  сверстников прежде всего по  тем качествам, которые не только  ярко проявляются внешне, но и  на которые обращает внимание  учитель.

     С возрастом (к 3-му  классу) у детей снижается адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Это выражается в том, что дети, имеющие благополучное положение в классе склонны его недооценивать, а «неблагополучные» наоборот, считают своё положение вполне приемлемым. Значимость мнения сверстников в этом возрасте значительно возрастает. Младший школьник очень остро переживает замечания, полученные в присутствии одноклассников; он начинает стесняться незнакомых взрослых и незнакомых сверстников. Поэтому педагогам очень важно иметь ввиду, что зачастую «воспитательные мероприятия» за какой-либо проступок при всём классе являются для ребёнка мощным травмирующим фактором, последствия от которого нередко требуют срочного вмешательства психолога.

     Неудовлетворительное  положение в классе очень остро переживается ребёнком, однако, если он имеет хоть один взаимный выбор, то это переживание заметно сглаживается.

     Решающую роль в  формировании межличностных отношений  в коллективе младших школьников  принадлежит педагогу. В начале  школьного обучения дети безоговорочно принимают оценки учителя, который является для них высшим авторитетом. Учителя сами невольно могут способствовать изоляции ребёнка в классе. Систематические отрицательные оценки, замечания со стороны педагога становятся для него  своеобразным «ярлыком». Неумеренное захваливание кого-то из учеников так же может оказать негативное воздействие на положение ученика в классе, так как его начинают считать «любимчиком» и избегают общения с ним. Вместе с этим именно педагог может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного». Это может быть сделано путём вовлечения изолированного ученика в интересную деятельность, преодоления аффективности и выработки уверенности в себе, предложения авторитетным сверстникам поддержать робкого ребёнка.

     Очень важно, чтобы  каждый ребёнок чувствовал свою  ценность и неповторимость. Успеваемость  здесь не главный фактор, поскольку  постепенно дети начинают видеть  и ценить другие качества, не связанные с учёбой. Главная задача взрослого – помочь ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника для его одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к главе 1.

 

     Как уже было неоднократно сказано, поступая в школу, ребёнок активно включается в процесс межличностного взаимодействия с учителем и своими сверстниками.

     На учителя и школьного  психолога возлагается большая  ответственность, ведь доказано, что  успешность обучения тесно связана  с тем, какие отношения складываются  у учащегося со сверстниками, а это во многом зависит от  темперамента ребёнка, а не только его внешних качеств. Поэтому при работе с детьми педагогу необходимо учитывать тип темперамента каждого ребёнка, постараться найти к каждому свой индивидуальный подход, чтобы обеспечить гармоничное развитие каждого школьника.

     Известный факт, что  не у всех учащихся складываются  ровные и дружеские отношения  со сверстниками. В каждом коллективе  существуют «непривлекательные» дети (пренебрегаемые, изолированные), которых ученики либо просто не замечают, либо открыто выражают своё негативное отношение к ним. Такие дети обычно драчливы, вспыльчивы, грубы или замкнуты, мнительны и необщительны, а может просто слишком стеснительны и робки. В каждом классе так же существуют и так называемые «звёзды». Это те дети, которые получают наибольшее число выборов от одноклассников. Они обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, с готовностью делятся вещами или сладостями.

     В начале школьного  обучения дети, как правило, при выборе «друзей» в классе больше внимания обращают на внешние характеристики и только к середине (а иногда и к концу) начальной школы начинают по-настоящему ценить внутренние положительные качества, почти не обращая внимания на внешность.

     В начальной школе дети безоговорочно подчиняются учителю, который является для них высшим авторитетом, поэтому учителю принадлежит решающая роль в формировании межличностных отношений в классе.

     Педагог с помощью  школьного психолога должен детально изучить особенности темперамента каждого ребёнка, чтобы помочь ему реализовать свои потенциальные возможности и раскрыть ценность умений каждого школьника для его одноклассников, помочь ребёнку самоутвердиться в коллективе, а в случае необходимости вывести ребёнка из статуса «изолированного».

     В исследовании влияния  темперамента младшего школьника  на развитие его отношений  со сверстниками нам предстоит  определить преобладающий тип  темперамента каждого из учащихся, его положение в коллективе  сверстников, а затем установить оказывает ли тип темперамента младшего школьника влияние на развитие его отношений со сверстниками. Результаты исследования значительно облегчат педагогу работу с детьми в данном коллективе.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.

 

2.1. База и методы исследования.

 

     Наше исследование  проводилось на базе Железногорской  НШДС «Лесная сказка». В исследовании принимали участие учащиеся 2 и 3 класса начальной школы, всего 36 детей в возрасте 8-10 лет.

     При исследовании  влияния темперамента младших  школьников на развитие отношений  со сверстниками нами были  использованы следующие методики.

     Как известно, лица с чётко выраженными свойствами, относящимися к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента с преобладанием одного из них.

     Для определения преобладающего типа темперамента мы использовали две методики:

     1. Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым.

Наблюдение проводилось нами неоднократно на переменах, на занятиях (обычных и творческих: по труду, на физкультуре в спортивных играх), в непривычной для учащихся обстановке (коллективный поход к стоматологу).

После этого вывод о типе темперамента каждого ребёнка делался согласно опроснику Б.С. Волкова [прилож 1].

     2. Работа с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками