Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:44, курсовая работа
Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Объектом исследования являются межличностные отношения младших школьников в коллективе.
Предмет исследования – зависимость межличностных отношений младших школьников от типов темперамента.
В исследовании можно выдвинуть следующую гипотезу: тип темперамента младшего школьника оказывает влияние на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
ведение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления……………………….5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………8
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников……….10
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми...12
Вывод к главе 1………………………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….17
2.1. База и методы исследования………………………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...19
Вывод к главе 2………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………
Чем младше ребёнок, тем меньше его выносливость, но выше чувствительность, впечатлительность, импульсивность, интенсивность эмоциональных переживаний (переходы от слёз к улыбке). К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Заставьте ребёнка сидеть – он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы».
Нельзя в этом случае
не учитывать сказанное Я. Стреляу
в своей книге «Роль
Однако, на фоне возрастных
особенностей у ребёнка
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников.
Как уже было сказано в п.1.2 темперамент, как и другие свойства организма подвержен возрастным изменениям. Другими словами, на каждом возрастном этапе темперамент имеет свои особенности проявления.
Исследователи выделили следующие особенности проявления темперамента младших школьников, которые обязательно необходимо учитывать педагогу в своей работе для того, чтобы создать оптимальные для учеников условия обучения и воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.
Сангвиник. Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят, общителен и отзывчив.
Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.
Холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. Длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.
Своей возбуждённостью зачастую холерики заводят остальных, но имеют некоторые сложности в общении из-за своей неуравновешенности.
Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.
Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.
Обычно флегматик
ровен в отношении со всеми,
однако общение может быть
затруднено из-за
Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.
Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.
Зачастую меланхолики имеют трудности в общении со сверстниками из-за своей обидчивости, скрытности и мнительности.
1.4. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.
Как уже отмечалось,
при поступлении ребёнка в
школу, параллельно с овладением
учебной деятельностью и
Как правило, у первоклассников
в период адаптации к школе
общение со сверстниками
Результаты исследований показывают, что само понимание дружбы на протяжении младшего школьного возраста различно. Вначале дети больше внимания обращают на внешние характеристики (друг - тот, с кем ребёнок сидит за одной партой, живёт рядом и.т.д.). Начиная примерно с 8-ми лет дети уже считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Постепенно у ребёнка складывается система личных отношений в классе, основу которых составляют непосредственно эмоциональные отношения.
Положение ученика
в системе межличностных
1. Дети, получающие наибольшее
число выборов от
2. «Непривлекательные»
для сверстников дети как
Первоклассники оценивают сверстников прежде всего по тем качествам, которые не только ярко проявляются внешне, но и на которые обращает внимание учитель.
С возрастом (к 3-му классу) у детей снижается адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Это выражается в том, что дети, имеющие благополучное положение в классе склонны его недооценивать, а «неблагополучные» наоборот, считают своё положение вполне приемлемым. Значимость мнения сверстников в этом возрасте значительно возрастает. Младший школьник очень остро переживает замечания, полученные в присутствии одноклассников; он начинает стесняться незнакомых взрослых и незнакомых сверстников. Поэтому педагогам очень важно иметь ввиду, что зачастую «воспитательные мероприятия» за какой-либо проступок при всём классе являются для ребёнка мощным травмирующим фактором, последствия от которого нередко требуют срочного вмешательства психолога.
Неудовлетворительное положение в классе очень остро переживается ребёнком, однако, если он имеет хоть один взаимный выбор, то это переживание заметно сглаживается.
Решающую роль в
формировании межличностных
Очень важно, чтобы
каждый ребёнок чувствовал
Вывод к главе 1.
Как уже было неоднократно сказано, поступая в школу, ребёнок активно включается в процесс межличностного взаимодействия с учителем и своими сверстниками.
На учителя и школьного
психолога возлагается большая
ответственность, ведь доказано, что
успешность обучения тесно
Известный факт, что
не у всех учащихся
В начале школьного обучения дети, как правило, при выборе «друзей» в классе больше внимания обращают на внешние характеристики и только к середине (а иногда и к концу) начальной школы начинают по-настоящему ценить внутренние положительные качества, почти не обращая внимания на внешность.
В начальной школе дети безоговорочно подчиняются учителю, который является для них высшим авторитетом, поэтому учителю принадлежит решающая роль в формировании межличностных отношений в классе.
Педагог с помощью
школьного психолога должен
В исследовании влияния
темперамента младшего
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками.
2.1. База и методы исследования.
Наше исследование
проводилось на базе
При исследовании
влияния темперамента младших
школьников на развитие
Как известно, лица с чётко выраженными свойствами, относящимися к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента с преобладанием одного из них.
Для определения преобладающего типа темперамента мы использовали две методики:
1. Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым.
Наблюдение проводилось нами неоднократно на переменах, на занятиях (обычных и творческих: по труду, на физкультуре в спортивных играх), в непривычной для учащихся обстановке (коллективный поход к стоматологу).
После этого вывод о типе темперамента каждого ребёнка делался согласно опроснику Б.С. Волкова [прилож 1].
2. Работа с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).
Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками