Введение
Внимание — один из познавательных
процессов, свойства и отличия которого
от других психических процессов будут
рассмотрены в работе.
Внимание — это особое свойство
человеческой психики. Оно не существует
самостоятельно — вне мышления, восприятия,
работы памяти, движения, и поэтому сложностью
изучения является то, что внимание не
выступает как отдельный процесс. По словам
П.Я.Гальперина, “и про себя, и внешнему
наблюдению внимание открывается как
направленность, настроенность и сосредоточенность
любой психической деятельности, следовательно,
только как сторона или свойство этой
деятельности” [1, с. 83].
Целью данной работы является
выявление отличительных особенностей
внимания как психического процесса. В
соответствии с поставленной целью ставим
следующие задачи:
- познакомиться с формами и видами
внимания;
- раскрыть свойства внимания;
- рассмотреть модели внимания.
Актуальность раскрываемой
темы связана с тем, о чём говорили выше:
как особое свойство человеческой
психики внимание сопряжено с мышлением,
восприятием, работой памяти, движением,
и знания о внимании помогают совершенствовать
любую деятельность человека.
Внимание
Вниманием называют избирательную
направленность сознания на выполнение
определенной работы. Формы проявления
внимания многообразны. Оно может быть
направлено на работу органов чувств (зрительное,
слуховое и т.п. внимание) - внешнее, на
процессы запоминания, мышления - внутреннее,
на двигательную активность - моторное.
Принято считать, что существуют
три вида внимания: непроизвольное, произвольное
и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание нередко
появляется у человека не только без всяких
волевых усилий, но и без намерения что-либо
видеть, слышать и т.п. Возникновение
непроизвольного внимания может быть
вызвано особенностью воздействующего
раздражителя, а также обусловливаться
соответствием этих раздражителей прошлому
опыту или психическому состоянию человека.
Имеется несколько причин, которые вызывают
непроизвольное внимание:
1. Относительная сила раздражителя.
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы (французский
психолог Т. Рибо особенно выделял этот
фактор, он считал, что именно благодаря
целенаправленной активизации движений
происходит концентрация и усиление внимания
на предмете).
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Непроизвольное внимание, как правило,
кратковременно, быстро переходящее в
произвольное внимание. Произвольное
(преднамеренное) внимание возникает потому,
что у человека появляется цель, намерение
что-то воспринимать или делать. Произвольное
внимание имеет волевой характер. Полезно
чередовать сильную концентрацию внимания
с менее напряженной работой путем переключения
на более легкие или интересные виды действия
или же вызвать у человека сильный интерес
к делу, требующему напряженного внимания.
Послепроизвольное внимание
– вид внимания, при котором в наличии
сознательный выбор объекта внимания,
но отсутствует напряжение, характерное
для произвольного внимания. Такое внимание
начинает проявляться, когда деятельность,
требующая волевых усилий, становится
увлекательной и осуществляется без особых
затруднений.
Под направленностью
следует понимать, прежде всего, избирательный
характер психической деятельности,
преднамеренный или непреднамеренный
выбор ее объектов. В понятие направленности
включается также и сохранение деятельности
на известный промежуток времени.
Когда мы говорим о внимании,
то подразумеваем также сосредоточенность.
Чем труднее стоящая перед человеком задача,
тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее
будет его внимание. В то же время сосредоточенность
связана с отвлечением от всего постороннего.
Чем больше мы сосредоточены на решении
данной задачи, тем меньше замечаем все
окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит,
но неотчетливо. Благодаря сосредоточенности
отражение становится ясным, отчетливым,
представления и мысли удерживаются в
сознании до тех пор, пока не завершится
деятельность. Тем самым внимание обеспечивает
еще одну функцию — контроль и регуляцию
деятельности.
Внимание может быть направлено
не на окружающие объекты, а на мысли и
образы, находящиеся в сознании человека.
В данном случае говорят об интеллектуальном
внимании, которое несколько отличается
от внимания сенсорного (внешнего). Когда
человек проявляет повышенную сосредоточенность
на физических действиях, имеет смысл
говорить о моторном внимании.
Внимание означает связь сознания
с определенным объектом, его сосредоточенность
на нем. Особенности сосредоточенности
определяют свойства внимания.
К ним относятся: устойчивость, концентрация,
распределение, переключение интенсивность
и объем внимания.
Устойчивость — это то количество времени,
в течение которого человек в состоянии
сохранять своё внимание сконцентрированным
на некотором объекте.
Концентрация внимания — это характеристика различительной
способности внимания. Чем больше разнообразных
мелких деталей способен заметить человек
в рассматриваемом объекте, тем глубже
его внимание в данный момент.
Распределение внимания — это характеристика, которая
в определённом отношении противоположна
его концентрации. Она содержит в себе
наибольшее число объектов, которые в
одно и то же время могут находиться в
сфере внимания человека. Один из видов
выполняемой деятельности должен быть
полностью автоматизирован, и не требовать
внимания, иначе совмещение деятельности
невозможно [3, с.140].
Переключение внимания — это способность человека
переводить внимание с одного предмета
на другой.
Интенсивность внимания – характеризуется относительно
большей затратой нервной энергии на выполнение
вида деятельности, в связи с чем участвующие
в этой деятельности психические процессы
протекают с большей ясностью, четкостью
и быстротой. Снижение интенсивности внимания
сопровождается ухудшением качества и
уменьшением количества работы.
Объем внимания — это среднее количество предметов
или деталей, которые одновременно могут
находиться в сфере внимания человека.
Объём внимания является изменчивой величиной,
зависящей от того, насколько связано
между собой содержание, на котором сосредотачивается
внимание, и от умения осмысленно связывать
и структурировать материал [3, с.141].
Модели избирательного
внимания
Модель с фильтрацией
(Бродбент). Целостную теорию внимания
первым разработал британский ученый
Бродбент. Эта теория, названная моделью
с фильтрацией, была связана
с так называемой «одноканальной теорией»
и основывалась на идее о том, что обработка
информации ограничена пропускной способностью
канала.
Бродбент утверждал, что сообщения,
проходящие по отдельному нерву, могут
различаться в зависимости от того, какое
из нервных волокон они стимулируют или
какое количество нервных импульсов они
производят. Так, в случае, когда несколько
нервов возбуждаются одновременно, в мозг
одновременно могут прийти несколько
сенсорных сообщений. В модели Бродбента
(рис. 1) такие сообщения обрабатываются
несколькими параллельными сенсорными
каналами. Дальнейшая обработка информации
происходит только после того, как на этот
сигнал будет направлено внимание и он
будет передан через избирательный фильтр
в канал с ограниченной пропускной способностью.
На рис. 1 мы видим, что в систему входит
больше информации, чем может быть обработано
каналом с ограниченной пропускной способностью;
Бродбент считал, что для исключения перегрузки
системы избирательный фильтр можно переключить
на какой-нибудь другой сенсорный канал.
Рис. 1
Модель делителя
(Трейсман). Среди наиболее очевидных проблем
модели фильтрации — обнаружение сенсорной
информации (например, имени испытуемого)
через игнорируемый канал. Морей (Moray, 1959)
провел такой эксперимент и обнаружил,
что примерно в трети всех случаев испытуемые
замечали собственные имена, предъявляемые
по игнорируемому каналу.
Как мы уже узнали, современные
модели внимания фокусируются на том,
где происходит селекция информации: многим
из этих теорий свойственно представление
ртом, что люди не осознают сигналы на
ранних этапах обработки информации, но
после принятия решения определенного
типа или селекции передают некоторые
из сигналов для дальнейшей обработки.
Трейсман утверждала, что в
«словаре» (или хранилище слов) испытуемого
некоторые слова имеют более низкий порог
активации. Так, «важные» слова или звуки
(вроде собственного имени или характерного
плача своего ребенка) активируются легче,
чем менее важные сигналы. Мы помним,
что в модели Бродбента один канал выключается,
когда внимание направляется на другой
канал. В работе Трейсман наиболее примечателен
эксперимент, в котором испытуемых просили
следить за сообщением, подаваемым на
одно ухо, в то время как смысловые части
фразы предъявлялись то на одно ухо, то
на другое.
Трейсман, и Джулеш выдвигают
гипотезу, что в зрительном внимании работают
два различных процесса. На первой стадии
(рис. 2) протекает процесс предвнимания (своего рода
составление общей карты образа), при котором
сканируется данная область, и происходит
быстрое обнаружение главных особенностей
объектов, таких как размер, цвет, ориентация
и движение, если они имеются. Затем, по
Трейсман, различные характеристики объекта
кодируются в специфических картах свойств, которые расположены
в различных частях коры.
Рис. 2. Модель стадий
визуального восприятия и внимания.
Первоначально некоторые основные
свойства визуальной картины (цвет, ориентация,
размер и расстояние) кодируются в отдельных,
параллельных путях, которые образуют
карты свойств. Эти карты объединены в
карту владельца. Сосредоточенное внимание
тогда привлекает информацию от карты
владельца, чтобы анализировать подробно
особенности, связанные в отобранной области
образа.
Модель внимания
с ограниченными возможностями. У этой модели внимания с ограниченными
возможностями можно выделить такие характеристики:
а) информация от разных раздражителей
конкурирует и создает помехи друг для
друга (два дела можно делать одновременно,
пока не дойдем до пределов возможности
обработки);результаты выполнения какого-либо
из заданий ухудшатся, если мы превысим
имеющиеся возможности при обработке
информации; ресурсы распределяются гибко,
и раздражители могут менять это распределение.
Другие модели внимания. Ф. Дойч и Д. Дойч считали, что все раздражители
обрабатываются в рабочей памяти, активном
хранилище информации, что говорит о том,
что отбор происходит позже на этапе обработки
информации. Возможности рабочей памяти
ограничены – только часть информации
сохраняется там. Затем оценивается важность
этой информации, т.е. за это отвечает рабочая
память.
Д. Канеман считал, что важно не то, где
расположено узкое место, а то, что происходит
во время выполнения задания. Канеман
сделал предположение, что существует
распределитель ресурсов, контролирующий
именно процесс распределения наших возможностей.
На определенных этапах ресурсы внимания
используются для обработки стимулов.
Эти ресурсы меняются, достигая своего
максимума в моменты наивысшего возбуждения.
Многое зависит от поступающих стимулов,
причем на управление ресурсами влияют
устойчивая предрасположенность (переключения
внимания на громкие звуки, яркие вспышки
свое имя и т.п.) и кратковременные намерения
(ситуационная предрасположенность).
Андерсон рассматривал инертность внимания
(склонность к обработке информации от
первичного источника возрастает с увеличением
времени сосредоточения внимания на нем),
изучая детей смотрящих телевизор. Причем,
чем дольше они смотрели телевизор, тем
меньше была вероятность их отвлечения
от этого процесса на другие источники
информации.
В рассмотренных теориях можно
выделить три класса моделей: внимание
как отбор, внимание как умственное усилие
или ресурсы и внимание как перцептивное
действие (перцепция, восприятие (perception) - психический
процесс, в ходе которого происходит анализ
и осмысление получаемой через органы
чувств информации об окружающем мире).
Заключение
Внимание как психическое проявление
имеет три формы (внешнее, внутреннее и
моторное), а также бывает трёх видов: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное. Внимание
обладает такими свойствами, как устойчивость,
концентрация, распределение, переключение
интенсивность и объем внимания.
Рассмотрев модели, можно отметить,
что возможности обработки результатов
ограничены, но все же информация от различных
раздражителей поступает в наше сознание.
Т.е. получается, что внимание может распределяться.
Есть задания, выполнение которых почти
не требует внимания, т.к. происходит автоматическая
обработка информации. Автоматизм внимания
достигается практикой, чем лучше человек
знает выполняемую работу, тем лучше он
будет выполнять ее, не задумываясь и не
уделяя ей особого внимания, т.е. меньше
будет использовано когнитивных ресурсов.
Список литературы
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания
// Хҏестоматия по вниманию. - М., 1976.
- Климов Е.А. Основы психологии:
Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ, 1997.
- Немов Р.С. Психология: Учебник.- М. 1995.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004.