Внимание, общая характеристика и ее развитие в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Файлы: 1 файл

Внимание.docx

— 21.98 Кб (Скачать файл)

    

   Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность  различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над  своим поведением.

 

 

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических  и физиологических процессов.

Способствование организованному  и целенаправленному отбору поступающей  в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической  активности на одном и том же объекте  или виде деятельности.

Внимание сопутствует любой  деятельности как составной элемент  различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как  бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью  и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

 

 

 

 

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций  внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.

Непроизвольное внимание не требует  приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного  внимания заключается в быстрой  и правильной ориентации в постоянно  меняющихся условиях среды, в выделении  тех объектов, которые могут иметь  в данный момент, наибольшее жизненное  или личностное значение. В научной  литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного  внимания. В некоторых исследованиях  его называют пассивным, оттеняя  тем самым зависимость непроизвольного  внимания от объекта, который его  привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других - непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между  объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае также  как и в первом отсутствуют  волевые усилия, направленные на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим  человека к деятельности.

Произвольное внимание свойственно  только человеку и характеризуется  активным, целенаправленным сосредоточением  сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек  в своей деятельности ставит перед  собой определенную цель, задачу и  сознательно вырабатывает программу  действий. Основной функцией произвольного  внимания является активное регулирование  протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с  волей, требует волевого усилия, которое  переживается как напряжение, мобилизация  сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного  внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие  в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного в отсутствии волевого усилия.

 

 

 

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность.

Объем внимания измеряется количеством  объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует закономерность – чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем и наоборот.

Переключение внимания проявляется  в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В  целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться  в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности  нервных процессов. В зависимости  от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и  от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью  и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем  легче он переключается на неё. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный  уровень сосредоточенности столько  времени, сколько целесообразно  для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим  обстоятельствам, случайным помехам  в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Устойчивость внимания – это  способность длительно задерживать  восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим  непроизвольным колебаниям, которые  имеют место при продолжительных  занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 минут. Наиболее простым  способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны  возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние  утомления. Если работа однообразна  и сопряжена значительными психофизиологическими  перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или  ином предмете новые стороны и  связи, посмотреть на предмет под  другим углом зрения.

Избирательность внимания – это  способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания проявляется  в различиях, которые имеются  в степени концентрированности  внимания на одних объектах и его  отвлечении от других. Сосредоточенность  внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются  как синонимы. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно  переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение  и объем тесно связаны между  собой.

Отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта  на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и  внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает  под влиянием внешних раздражителей  Внутренняя отвлекаемость внимания возникает по влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально  важным свойством личности юриста. Формирование её происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач.

 

 

 

Развитие внимания в  онтогенезе

Подход к развитию внимания как  к его формированию мы рассмотрим на примере теории Выготского. Психологи подчёркивают роль средств в формировании внимания как высшей психической функции. В индивидуальном (онтогенез) и общественно-историческом (социогенез) становлении внимания, как и в развитии любой другой психической функции, он усматривает два этапа, а вернее, две линии развития. При рассмотрении развития памяти мы уже указывали на эти две линии развития психики – натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции.

1. Внимание как натуральная психическая  функция (непроизвольное непосредственное  внимание) складывается в результате  органического развития ребенка,  созревания его нервной системы,  установления новых связей в  коре головного мозга. В первые годы жизни процесс органического созревания доминирует в развитии внимания. Однако потом, продолжаясь в той или иной форме в течение всей жизни человека, он как бы отходит на второй план, и начинает преобладать вторая линия развития.

2. Внимание как высшая психическая  функция (произвольное и опосредствованное)  складывается в ходе культурного  развития ребенка, в процессе  становления приемов произвольного  направления внимания и его  удержания. Человек постепенно  овладевает собственным вниманием,  учится управлять им в соответствии  со своими целями и задачами.

Если возможностями непроизвольного  внимания человек может только пользоваться, то над произвольным вниманием он господствует, применяя его по своему усмотрению.

Так же, как и память, внимание как  высшая психическая функция проходит в своём развитии процесс интериоризации. В результате интериоризации средства познания становятся достоянием индивидуальной психики, а функция превращается во внутреннюю, интрапсихическую.

Мы уже описывали эксперимент  Леонтьева, в котором он показал  интериоризацию памяти. Такой же эксперимент был проведён им и для изучения внимания. Условия эксперимента остались схожими – если в случае исследования памяти варьировалось использование/не использование карточек, то эксперимент на внимание включал два условия: использование/не использование дополнительного ряда стимулов – цветных карточек, которыми испытуемый мог воспользоваться по своему усмотрению.

Результаты эксперимента, представленные как графики зависимости успешности решения задач от возрастной группы в каждом из двух условий, обретают, как и в эксперименте с памятью, форму параллелограмма. В психологии принято называть их параллелограммом развития внимания. Полученные в эксперименте с памятью выводы можно применить  к вниманию, равно как и к  любым другим высшим психическим  функциям.

Произвольное внимание, как высшая форма внимания, возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают  при помощи ряда стимулов и средств  направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его  своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с  помощью которых он впоследствии и сам овладеет своим вниманием. Культурное развитие внимания заключается  в том, что при помощи взрослого  ребенок усваивает ряд искусственных  стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом  собственного внимания, причем сначала  – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении и  самого себя.

Общая последовательность культурного  развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: “Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указанния; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет”.

Таким образом, проанализировав развитие внимания в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, можно прийти к следующему выводу. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок приходит к самоуправлению поведением, к произвольному вниманию.

Изучение развития высших психических  функций у детей привело Л.С. Выготского также к выводу, что роль мозга в организации высших психических процессов должна изменяться в процессе развития индивидуума. Любая сложная сознательная психическая деятельность сначала носит развернутый характер. На первых этапах абстрактное мышление требует ряда внешних опорных средств, и только позднее, в процессе овладения определенным видом деятельности, логические операции автоматизируются и превращаются в “умственные навыки”. Можно предположить, что в процессе развития меняется не только функциональная структура мышления, но и его мозговая организация.

Информация о работе Внимание, общая характеристика и ее развитие в онтогенезе