Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:03, реферат
Внимание. Общая характеристика внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.
Реферат на тему
«Внимание. Общая характеристика внимания»
Подготовил Горынцев Д.В
Внимание. Общая характеристика внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Благодаря вниманию человек
отбирает нужную информацию, обеспечивает
избирательность различных
Основные функции внимания
Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.
Способствование организованному
и целенаправленному отбору поступающей
в организм информации в соответствии
с его актуальными
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.
Виды внимания
Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.
Непроизвольное внимание
не требует приложения усилий, оно
привлекается либо сильным, либо новым,
либо интересным раздражителем. Основная
функция непроизвольного
Произвольное внимание свойственно
только человеку и характеризуется
активным, целенаправленным сосредоточением
сознания, связанным с волевыми усилиями.
Синонимами слова произвольное (внимание)
являются слова активное и волевое.
Все три термина подчеркивают
активную позицию личности при сосредоточении
внимания на объекте. Произвольное внимание
возникает в случаях, когда человек
в своей деятельности ставит перед
собой определенную цель, задачу и
сознательно вырабатывает программу
действий. Основной функцией произвольного
внимания является активное регулирование
протекания психических процессов.
Этот вид внимания тесно связан с
волей, требует волевого усилия, которое
переживается как напряжение, мобилизация
сил на решение поставленной задачи.
Именно благодаря наличию
Послепроизвольное внимание
обнаруживается в тех случаях, когда
человек, забыв обо всем, с головой
уходит в работу. Этот вид внимания
характеризуется сочетанием волевой
направленности с благоприятными внешними
и внутренними условиями
Свойства внимания
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность.
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует закономерность – чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем и наоборот.
Переключение внимания проявляется
в преднамеренном переходе субъекта
от одной деятельности к другой,
от одного объекта к другому. В
целом переключаемость внимания
означает способность быстро ориентироваться
в сложной изменяющейся обстановке.
Это свойство внимания в значительной
мере зависит от индивидуальных особенностей
высшей нервной деятельности человека
– уравновешенности и подвижности
нервных процессов. В зависимости
от типа высшей нервной деятельности
внимание одних людей более подвижно,
других – менее подвижно. Легкость
переключения внимания зависит и
от соотношения между
Распределение внимания –
это, во-первых, способность поддерживать
достаточный уровень
Устойчивость внимания –
это способность длительно
Избирательность внимания –
это способность к
Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем тесно связаны между собой.
Отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей Внутренняя отвлекаемость внимания возникает по влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование её происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач.
Список литературы
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
8. Глуханюк Н.С., Семенова
С.Л., Печеркина А.А. Общая