Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

Содержание работы

1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Виды внимания.
2.3. Свойства и функции внимания.
2.4. Рассеянность.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

              Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

              Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

               Одной из причин подлинной  рассеянности является перегрузка  мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

 

3. Способы тренировки  и развития внимания

 

             Внимание, как и все остальные  психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

           Внимание  играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.

               1).Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

    -    правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;

   - своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.

    - учет дневного ритма работоспособности;

   - чередование умственных и физических занятий.

           2).  Создание благоприятной рабочей  обстановки:

    - отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности);

    - обеспечение гигиенических условий работы;

    - оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

    - привычные условия работы.

         3). Организация  деятельности:

    - установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);

- поставить конкретные задачи;

- определить конечную цель и  разбить на этапы пути ее  достижения.

             Воспитание критического отношения  к себе и работе: после завершения  деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

             Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание  восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального  уровня имеют большое значение для развития внимания.

             Способами как развития, так и  тренировки внимания, могут быть:

- медитация (один из терминов, употребляющихся  для обозначения   способа переключения  внимания с внешнего мира на  мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.

- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский  язык означает “ладонь”). Ладони  человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”.              Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.

Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.

- активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.

1. Проходя по улице, нужно стараться  поймать и удержать в памяти  отдельные фразы проходящих мимо людей.

2. Нужно стараться различать  голоса часто встречающихся людей  и припоминать каждый персонифицированный  голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить  себе зрительный образ говорящего.

3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

4. Можно постараться припомнить  слова, обращенные к вам в течение  прошедшего дня. Очень немногие  люди в состоянии дословно  повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.

5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать  все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные  в ней слова. Это не только  полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.

4. Заключение

 

В своем реферате я дала понятие внимания, выделила его виды и функции, рассмотрела способы тренировки и развития внимания.

Но это не предел. Изучение психики и личности человека, познавательных процессов и способов их тренировки и развития становится все более совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели для изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека.

 

 

 

5. Список использованной  литературы

 

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись  быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с., ил.

3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология  внимания. - М.: Тривола, 1999. – 336 с.

4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

6. Общая психология: Курс лекций  для первой ступени педагогического  образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

7. Психология и педагогика: Учебное  пособие / Николаенко В.М., Залесов  Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.

 

 


Информация о работе Внимание