Внутренний мир человека и его проявление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Внутренний (субъективный) мир — психическая реальность, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.
Во внутреннем мире формируются представления и мысленные образы, среди которых за счёт самосознания может быть и образ самого внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым.

Файлы: 1 файл

переговоры.docx

— 26.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра организации управления

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Ведение переговоров

на тему: Внутренний мир человека и его проявление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки                                                                                                 Ю.В. Буян

ФМ, 2-ой курс, ДКУ                                                                            А.В. Васенда

 

 

 

Проверил                                                                                           М.В. Петрович

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

Внутренний (субъективный) мир — психическая реальность, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

Во внутреннем мире формируются представления и мысленные образы, среди которых за счёт самосознания может быть и образ самого внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым.

Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого.

Структура духовного мира человека 

• Познание — потребность  в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей  жизни — формирует интеллект  человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.  
• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.). 

• Чувства — эмоциональные  состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.). 

• Мировоззрение — система  взглядов, понятий и представлений  об окружающем мире. Оно обусловливает  направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. 

Составной частью в структуре  духовного мира личности является мировоззрение: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи. С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения: обыденное (или житейское), религиозное и научное. А Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. 

Законы  функционирования внутреннего мир

^ Первый закон, который можно сформулировать, будет звучать так: «Внутренний мир человека эволюционирует и функционирует по вероятностным законам». Развитие внутреннего мира осуществляется по закономерностям, отражающим внешние воздействия. Но не меньшую роль в его становлении играют отдельные события. Можно с определенным основанием утверждать, что в жизни человека есть только цепь событий и именно они определяют характерные особенности его внутреннего мира. Один поступок может изменить всю жизнь человека, все его мировосприятие. И мы недооцениваем роль и значение поступка и случая в развитии личности.

^ Второй закон, описывающий функционирование внутреннего мира, можно сформулировать так: «Нельзя предсказать величину воздействия на внутренний мир любых возмущений начальных условий». Даже незначительные, казалось бы, события могут иметь большой отсроченный эффект. Случайно сказанное слово может остаться незамеченным, а может вызвать цепь размышлений, приводящих в движение весь внутренний мир человека.

^ Третий закон можно сформулировать так: «Внутренний мир человека является самоорганизующейся системой». Внутренний мир стремится в своей самоорганизации к устойчивому состоянию, которое характеризуется устранением чувства неопределенности и неудовлетворенности, стремлением перейти на стереотипные формы поведения. Последнее отражает передачу управления поведением с более высокого уровня (уровня сознания) на более низкий уровень (уровень бессоз-нательного и подсознательного). Устойчивое состояние нарушается мотивацией и внешними воздействиями, часто ставящими новые задачи перед индивидуумом, которые нельзя решить с помощью отработанных форм поведения (стереотипов). В процессе самоорганизации у системы внутреннего мира остается много состояний «выбора», которые и проявляются в новациях и творчестве.

^ Четвертый закон характеризует необратимость состояний внутреннего мира. Он может быть сформулирован так: «Во внутреннем мире нет эквивалентности между прошлым и будущим, между которыми стоит «настоящее». Развитие внутреннего мира отражает стрелу времени и характеризуется необратимостью. Человек никогда не может стать таким, каким он был, как бы он к этому ни стремился. В своих воспоминаниях человек может вернуться к определенным периодам и отдельным событиям своей жизни, но он не может вернуться к внутреннему миру, характеризующему его в эти моменты, и воспоминание идет всегда с позиций настоящего внутреннего мира с соответствующими оценками и переживаниями.

Иногда человек по определённым причинам скрывает свой внутренний мир, пытаясь доказать окружающим, что  он у него отсутствует. В таких  случаях нужен тот, кто поможет  человеку открыть свой внутренний мир.

Внутренний  мир человека и его внешние проявления.

Учеными установлено: существует реальная возможность получать достоверную информацию о состоянии внутреннего мира человека по его внешним проявлениям. Дело в том, что взаимодействие психики и тела человека строится на принципе «психофизического параллелизма». Он заключается в том, что психическое отражается в физическом и, наоборот, физические изменения влекут за собой психические.

Любое переживание человека так или иначе проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса и др. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в процессе общения люди более 65 % информации о партнерах получают посредством наблюдения за ними. Если слова человека — чаще всего плод его сознания, результат оценки и прогнозирования ситуации общения, работа «внутренней цензуры», то жесты — реакция подсознательных процессов. Вот почему нужно обратить самое пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами.

Почему же происходит рассогласование  между вербальными и невербальными системами? Дело в том, что речью и негативными переживаниями управляют разные полушария коры головного мозга человека. Поэтому в кризисных ситуациях могут проявляться сбои в их синхронном функционировании. Правое полушарие, участвуя в управлении негативными эмоциями, одновременно координирует деятельность левой половины человеческого тела.

Знание этого факта  позволило специалистам сформировать правило «левой стороны». Согласно ему, то, что человек хочет показать окружающим, отражается на правой половине его тела, а то, что он реально переживает, — на левой.

^ Испытывая волнение или проявляя неискренность, человек чаще всего допускает рассогласование между речевой (вербальной) и неречевой (невербальной) системами коммуникации. Явными признаками такого рассогласования могут быть:

* едва заметные микродвижения  мимической мускулатуры лица;

* учащенное мигание и  дыхание;

* покраснение и побледнение  кожных покровов;

* сужение зрачков;

* нарушение симметричности  мимики;

* глотательные движения (свидетельствующие о пересыхании  во рту);

* повышенное потоотделение;

* закрытая позиция (скрещивание,  сжимание, перехватывание рук, перекрещивание ног и др.).

По мнению С.К. Деликатного, Ж. Ю. Половниковой и П.Я. Прыгунова (1998), при неискреннем поведении человек может играть ряд типичных ролей:

«Авторитетный»: неискренность поведения маскируется демонстрацией доминирования его позиции в ситуации контакта, высокой социальной значимости его личности, особых отношений с авторитетными людьми, вышестоящим руководством.

«Угодливый»: маскировка истинных намерений осуществляется за счет демонстрации услужливости, застенчивости, малой образованности, слабой памяти, просьб о помощи и др.

«Славный  парень»: демонстрируется показная заботливость о жизненных трудностях и проблемах руководителя, окружающих, понимание сложности профессиональной деятельности и др.

«Артист»: в зависимости от развития ситуации контакта и ответных реакций руководителя демонстрируются разнообразные формы поведения (то «авторитетного», то «угодливого», то «славного парня».

Для диагностики неискреннего поведения рекомендуется применять технику контрольных вопросов:

* постановка нескольких контрольных вопросов, на которые высока вероятность получения ответа «да», затем контрольных вопросов, на которые высока вероятность получения ответа «нет». При этом оценивается соответствие отмеченных выше невербальных характеристик содержания ответов;

* уточнение и детализация  обстоятельств, условий, свойств, действий, в изложении которых подозревается неточность;

* постановка неожиданных,  провокационных по сути вопросов, которые направлены на выяснение  предположительно скрываемой или  искажаемой объектом информации. Вопросы могут задаваться как  невзначай, так и напрямую;

* требование многократного  повторения событий, сведений, которые  вызывают подозрение. В ходе последующего анализа обращается внимание на согласование одного и того же в разных рассказах.

Основы  постижения внутреннего мира собеседника. Скорость прочтения «внутреннего мира» другого человека и качество этого прочтения у разных людей неодинаковы. Эти характеристики могут быть значительно усилены при наличии соответствующих знаний и достаточного жизненного опыта.

Каковы же элементы этой «азбуки»? Что можно увидеть? Как  же за внешними признаками поведения партнера по общению увидеть его актуальное внутреннее состояние? Что можно считать важнейшими источниками информации о внутреннем мире другого человека?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы, но прежде рассмотрим основные условия результативного прочтения внутреннего мира собеседника.

1) Стараться избежать  шаблона в трактовке тех или  иных жестов. Ведь почесывание  затылка может означать и наличие у человека перхоти, и неуверенность, и ложь.

2) Оценивать совокупность  жестов, когда информация одного подтверждает информацию другого.

3) Учитывать условия, в  которых проявляются те или  иные жесты. Например, если в  разговоре с вами собеседник  часто прибегает к закрытым  жестам и позициям, может, попросту в помещении прохладно?

4) Исходить из конгруэнтности (лат. congruentis — соответствующий, совпадающий) — совпадения слов и жестов. Доказано, что если информация слов и жестов не совпадает, то собеседники полагаются на невербальную информацию

5) Исходить из ряда  правил: чем старше собеседник, чем выше его социально-экономическое положение, тем менее выражены у него жестикуляция и телодвижения, тем менее броскими и более завуалированными становятся они; чем южнее родился и воспитывался человек, тем богаче развита у него жестикуляция и телодвижения.

Руководителю важно иметь высокий уровень визуально-психодиагностических способностей, то есть умений и навыков, позволяющих по внешним признакам людей «читать» их актуальное психическое состояние.


Информация о работе Внутренний мир человека и его проявление