Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Необходимо заметить, что любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если они не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самого индивида, не находят опору в его личностно-смысловых образованиях, а особенно для человека пожилого возраста. Одной из форм этих последствий является внутриличностный конфликт, который сопровождается такими выраженными негативными последствиями, как личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В работе также будет рассмотрен вопрос о роли внутриличностных противоречий в развитии личности в период поздней зрелости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Закономерности развития стадии поздней зрелости…………………………………5
2.Психологические особенности развития личности в период старения…………….11
3.Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека……………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Онтогенез поздней зрелости.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

3 Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека

 

Внутриличностные противоречия это зародыш внутриличностного конфликта. Каждый человек является генератором конфликта, внутри которого он и разворачивается, т.е. личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.

Ситуация внутриличностного  напряжения и противоречивости не только естественна, но и необходима для  развития и совершенствования самой  личности. Без внутренних противоречий не может осуществляться никакое развитие, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает конструктивно, он действительно необходим, т.к. критическое отношение к собственному «Я», заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации19.

Многие исследователи  внутриличностного конфликта рассматривают  продуктивный внутриличностный конфликт как важный способ развития и совершенствования  личности. Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Деструктивным считается  конфликт, который перерастает в  жизненный кризис или ведет к  развитию невротических реакций.

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

Конструктивный конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности20. Один из авторов современной психологии личности, ставший уже классиком, - В. Франкл писал: «Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его»21.

В период поздней зрелости человек сталкивается со многими внутренними противоречиями. В этот период человек больше всего склонен к оцениванию своих достижений и жизненного пути в целом. И именно в этом процессе возникает внутриличностный конфликт, который либо ведет личность к дальнейшему развитию (конструктивный), либо вводит его в различные стрессовые и невротические состояния (деструктивный).

Конструктивный внутриличностный конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов, служит источником самосовершенствования  личности, побуждает к поиску новых возможностей самоосуществления, к осознанию тех характеристик собственной  личности, деятельности, общения, развитие которых будет способствовать оптимизации их деятельности.

Тогда как деструктивный  внутриличностный конфликт – это  показатель того, что личность не может найти выход из сложившейся ситуации. Отрицательное последствие этого рода внутриличностного конфликта касаются как состояния личности, так и его взаимоотношений с другими людьми. Если этот конфликт во время не разрешается, то он может привести к тяжелым последствиям таким как: стресс, фрустрация и невроз.

Определив тип сложившегося внутриличностного конфликта, можно  корректировать своего психологического состояния, т.е. помогать разрешиться  этому конфликту, искать оптимальные  варианты его разрешения.

Период геронтогенеза  очень благоприятен для развития внутриличностных противоречий, поэтому  в этом периоде человек должен познавать себя, так как состояние  его психологического здоровья зависит  от него самого. Познание себя поможет  выявить внутриличностные противоречия и способствовать их конструктивному решению. Одним из важных способов профилактики внутриличностных конфликтов является обращение к своему жизненному опыту с целью формирования стабильного внутреннего мира. А в период героногенеза жизненный опыт велик и может являться хорошей основой стабильности внутреннего состояния

В заключение можно отметить, что, безусловно, говоря о развитии, мы должны понимать, что внутриличностный конфликт управляем. Поэтому человек  должен направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу. Особенно это актуально в пожилом возрасте, который является одним из самых благоприятных для возникновения внутриличностного конфликта.

Заключение

 

Начало последнего периода  жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста.

Мы рассмотрели психологические особенности развития личности в период поздней зрелости. Данный период, согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет 3 градации пожилой, старческий и долгожители. Старение рассматривается как заключительная стадия развития личности. Особенность этого периода по Д.Б. Бромлею заключается в компенсаторном характере развития. Краснова О.В. предполагает, что одним из механизмов жизненной активности пожилого человека может стать сосредоточение на собственной семье.

По данным К. Рощака особенность периода старения заключается в том, что перечень потребностей остается одним и тем же, что и в предыдущие периоды, но меняется их иерархия. Молчанова О.Н. показывает, что в пожилом возрасте человек имеет высокую самооценку по ряду определенных параметров. Несмотря на это до сих пор нет единого мнения относительно понятия «онтогенеза» и возможности его использования для пожилого возраста.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в период старения личность в большей мере подвержена возникновению и обострению внутриличностных противоречий, нежели в другие возрастные периоды. Следует подчеркнуть, что конструктивный внутриличностный конфликт помогает пожилому человеку развиваться дальше, а деструктивный является причиной различных депрессивных явлений.

По словам Фрома, человек  не должен быть в равновесии, ему  нужен конфликт для продолжения  своего развития. Наличие внутриличностных противоречий в этом возрасте является своего рода индикатором психологического здоровья и развития человека. Одно из достоинств пожилых людей - это мудрость, наличие большого жизненного опыта. Применение этого опыта помогает человеку формировать и сохранять стабильность внутреннего состояния.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Геронтогенез

один из возрастных периодов в жизни  человека — период старения, который  начинается после 60 лет.

2

Коэффициент интеллекта

величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100

3

Личность

характерные для индивидуума представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми.

4

Мудрость

Экспертная система знаний, ориентированная  на практическую сторону жизни и  позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека. Мудрость представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта.

5

Онтогенез

формирование основных структур психики индивида

6

Психологический витаукт

это факторы стабилизации и компенсации  Я-концепции в позднем возрасте

7

Развитие

изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды.

8

Самооценка 

отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка).

9

Смена статуса

Изменение роли и положения, связанное у человека с наступлением подросткового возраста, появлением ребенка, удалением от дел (выходом на пенсию) или вдовством.

10

Старение естественное

Нормальный, не обусловленный никакими заболеваниями процесс старения человека.


 

Список использованных источников

1

Альперович В.Д. Старость. Социально-философский  анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.

2

Анцыферова, Л.И. Поздний  период жизни человека: типы старения и возможности поступательного  развития личности // Психологический журнал. / Л.И. Анцыферова – 1996. - №6. с.17.

3

Валеева, А. С «Внутриличностный  конфликт как движущая сила профессионального развития». [интернет-ресурс] //http:// www.lomonosov-msu.ru/ 2007/20/Valeeva80@inbox.ru.pdf./ А. С Валеева – 04.2008

4

Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ  ДВГУ, 2005. - 140 с.

5

Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование  как компонент саморегуляции  психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23

6

Краснова, О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии/ 1999. №2.

7

Краткий психологический словарь. [интернет-ресурсы] //http://www. psyknown.com/37/202/1678869.html

8

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.

9

Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения/ Т.Д. Марцинковская 1999. №3.

10

Молчанова, О. Н. Специфика Я-концепции  в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии/ О. Н. Молчанова – 1999, №2.

11

Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. - 524 с.

12

Рощак, К. Психологические особенности  личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.

13

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

14

Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ В. И Слободчиков., Г.А. Цукерман – 1996, №5.

15

Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения. /Стюарт-Гамильтон Я. - СПб.: Питер, 2002.

16

Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тесты/ Франкл В. – М.: МГУ, 1982.

17

Эриксон, Э. Детство и общество. / Э Эриксон - СПб., Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, 1996.


 

 

1 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.

2 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

3 Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. - 524 с.

4 Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.

5 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.

6 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.

7 Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.

8Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.

9 Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23

10 Краснова, О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии/ 1999. №2.

11 Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте// Психология зрелости и старения/ Т.Д. Марцинковская 1999. №3.

12 Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте// Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.

13 Молчанова, О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта// Мир психологии/ О. Н. Молчанова – 1999, №2. 

14 Эриксон, Э. Детство и общество. / Э Эриксон - СПб., Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, 1996

15Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ В. И Слободчиков., Г.А. Цукерман – 1996, №5.

16 Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. / Л.И. Анцыферова – 1996. - №6. с.17.

17 Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23

Информация о работе Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека