Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:20, доклад
Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:
особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Внутриличностные конфликты и их детерминанты
Автор-
Руководитель –
Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения[2].
Данной проблемой занимались такие ученые как З. Фрейд, К.Г. Юнг, К.Хорни, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Ф.Н. Гоноболин и другие.
Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что у человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний. Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я. Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях. Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности. Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности [1].
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.
В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария»[6].
У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других[6].
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне[6].
А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации [3].
Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.
Подведя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:
особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:
1. Когнитивная
сфера - противоречивость образа
- «Я»; снижение самооценки; осознание
своего внутреннего состояния,
как психологического тупика, задержка
принятия решения;
2. Эмоциональная сфера - психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
3. Поведенческая
сфера - снижение качества и
интенсивности осуществляемой
4. Интегральные показатели - нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
Для разрешения внутриличностных конфликтов могут быть предложены следующие способы:
1. Бессознательные
связаны с использованием
2. Сознательные
определяются следующими
В зависимости от индивидуальных характеристик, люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
По данной теме проводилось исследование (с января по апрель 2013г.) с целью выявления связи между возрастом и ведущей ценностью, ее доступностью, и их влияние на протекание внутриличностного конфликта на базе Волжского филиала МАДИ, в котором приняло участие 120 женщин в возрасте 18-48 лет.
По полученным данным (методика Фанталовой “Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах”) можно сделать следующие выводы:
Наибольшую значимость имеет ценность «здоровье» - 51,6% (62чел), наименьшая значимость у ценности «интересная работа» - 0%.
Наибольший процент доступности у понятия «любовь» - 19,2% (23чел), наименьший – «свобода» и «материально-обеспеченная жизнь» - 0,8% (1чел).
Сравнительный анализ показателей по шкале «ценность» у лиц разного возраста позволяет сделать следующие выводы:
в возрасте 15-21 лет наиболее ценны «здоровье» - 37,5% (18чел), «любовь» - 18,75% (9чел); наименее ценны – «интересная работа» и «красота природы и искусства» - 0%;
в возрасте 22-25 лет наиболее ценны «здоровье» - 38% (8чел), «счастливая семейная жизнь» - 19% (4чел); наименее ценны – «активная деятельная жизнь», «интересная работа» и «красота природы и искусства» - 0%;
в возрасте 26-40 лет наиболее ценны «здоровье» - 65% (26чел); наименее ценны – «активная деятельная жизнь», «интересная работа» и «творчество» - 0%;
в возрасте 41-55 лет наиболее ценны «здоровье» - 90,9% (10чел), «материально-обеспеченная жизнь» - 9,1% (1чел); наименее ценны – все оставшиеся понятия 0%.
Сравнительный анализ показателей по шкале «доступность» у лиц разного возраста позволяет сделать следующие выводы:
в возрасте 15-21 лет наиболее доступны «любовь» - 18,75% (9чел), «активная деятельная жизнь» и «познание» - 16,6% (8чел); наименее доступны – «красота природы и искусства», «материально-обеспеченная жизнь», «свобода» и «счастливая семейная жизнь» - 0%;
в возрасте 22-25 лет наиболее доступны «любовь» и «счастливая семейная жизнь» - 23,8% (5чел); наименее доступны – «активная деятельная жизнь», «материально-обеспеченная жизнь», «уверенность в себе» и «свобода» - 0%;
в возрасте 26-40 лет наиболее доступны «любовь» - 22,5% (9чел) и «познание» - 20% (8чел); наименее доступны – «красота природы и искусства», «материально-обеспеченная жизнь» и «творчество» - 0%;
в возрасте 41-55 лет наиболее доступна «активная деятельная жизнь» - 27,2% (3чел); наименее ценны – «здоровье», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», «уверенность в себе» и «творчество» - 0%.
Анализ проведенного нами исследования по выявлению внутреннего конфликта и внутреннего вакуума среди ценностей говорит о том, что наибольший процент:
ВК – «познание» - 34,2% (41чел).
ВВ – «материально-обеспеченная жизнь» - 43,3% (52чел).
В данном исследовании обнаружена связь между возрастом и ведущей ценностью, в нашем случае с любовью. Чем старше становится женщина, тем менее ценна и доступна «любовь» для нее.
Литература
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Эксмо, 2012. – 521с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2011. – 328с.
Маслоу А.Г. Мотивация личности: [Текст]/ А.Г. Маслоу.- СПб., 2005.
Мириманова М. С. Конфликтология. – М.: Издат. Центр, 2010. - 320с.
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Аналитическая и индивидуальная психология. К. Юнг и А. Адлер. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – 125с.
Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ – М., 2011. – 128с.
Информация о работе Внутриличностные конфликты и их детерминанты