Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:51, контрольная работа
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения — суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.
В данной контрольной работе будет рассмотрен один из видов внутриличностного конфликта: нужно – не могу.
Введение
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
3. Формы проявления и способы разрешения внутириличностных конфликтов
Заключение
Список литературы
Главным в типологии Юнга является направленность — экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.
Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт. (
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980)
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)
Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приводятся в табл. 8.1.
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)
Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл. 8.2.
Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.
3. Формы проявления и способы разрешения внутириличностных конфликтов
Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.
Таблица 1. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
Стадия | Возраст | Содержание кризиса | Позитивное разрешение |
1 | 0-1год новорожденный | Доверие — недоверие | Доверие |
2 | 1-3 года раннее детство | Автономия — стыд, сомнение | Автономия |
3 | 3-6 лет «возраст игры» | Инициатива— чувство вины | Инициатива |
4 | 6-12 лет младший школьный возраст | Трудолюбие — чувство неполноценности | Трудолюбие |
5 | 12-19 лет средний и старший школьный возраст | Я- идентичность — смешение ролей | Идентичность |
6 | 20-25 лет ранняя зрелость | Близость — изоляция | Близость |
7 | 26-64 года средняя зрелость | Порождение, творчество-застой | Творчество |
8 | 65 лет — смерть поздняя зрелость | Интеграция — отчаяние | Интеграция, мудрость |
Таблица 2.
Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину
Тип конфликта | Причина | Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение-приближение) | Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс |
Витальный (избегание-избегание) | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс |
Амбивалентный (приближение-избегание) | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны | Примирение |
Ниже в таблице 3 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в таблице 4 — способы их разрешения.
Таблица 3. Формы проявления внутренних конфликтов
Форма проявления | Симптомы |
Неврастения | Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли |
Эйфория | Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы» |
Регрессия | Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности |
Проекция | Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная |
Номадизм | Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения |
Рационализм | Самооправдание своих поступков, действий |
Таблица 4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Способ разрешения | Содержание действий |
Компромисс | Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход | Уход от решения проблемы |
Переориентация | Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему |
Сублимация | Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
Идеализация | Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение | Подавление чувств, устремлений, желаний |
Коррекция | Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе |