Внутриличностный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

Личность – это система социально значимых качеств конкретного индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Кратко о реферате.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

     Личность  – это система социально значимых качеств конкретного индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано  с понятием индивидуальности - с  творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

     Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения (внутриличностный конфликт). Понять личность - это, значит, понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена, другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт.

Внутриличностный  конфликт - это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

     Внутриличностный  конфликт довольно специфичен, его  специфические особенности состоят в следующем:

  • особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
  • специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
  • латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

     Внутриличностные  конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

    • результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
    • возникающие из противоречий внутреннего мира личности, как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

     В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего  психологического противоречия:

  • психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;
  • нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешний мир в целом;
  • невозможность реализации собственных планов и разработанных программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис. 

     Условия возникновения внутриличностного  конфликта:

     1. Личностные условия - связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

  • актуализация сложности внутреннего мира личности;
  • сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
  • высокий уровень развития чувств и ценностей;
  • сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

     То  есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у  индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь  проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

     2. Ситуативные условия:

  • внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
  • внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.

     Исторически одной из самых влиятельных в  психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал три варианта течения этих конфликтов:

  1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых внутриличностного конфликта как такового просто бы не было.
  2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
  3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.

     Когнитивные конфликты - в основе таких конфликтов лежат несовместимые представления (когниции) личности. Человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении несогласования этих структур. 

     Ролевой конфликт - одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений  о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к  работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим.

     Разные  члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые  именуются ролями. Согласие в групповом  процессе обеспечивается тем, что каждому  члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. 
 
 
 
 

     В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, - сложное  явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов.

     1 Система использует язык переживания  человеком трудной для него  ситуации. Примером этого называют  классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека:

     а) Мотивационный конфликт - столкновение мотивов, бессознательных стремлений (З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). «Между хочу и хочу».

     б) Нравственный конфликт - столкновение долга и желания, моральных принципов  и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). «Между хочу и надо».

     в) Конфликт нереализованного желания  или комплекса неполноценности - конфликт между желаниями и реальной действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они - референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). «Между хочу и могу».

     г) Ролевой конфликт - внутриролевой (различное  понимание личностью себя и своей  роли: «Я и роль»), межролевой (невозможность  соединять несколько ролей одним  человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости, несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям. «Между надо и надо».

     д) Адаптационный конфликт нарушение  равновесия между человеком и  окружающей средой (широкий смысл) или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. «Между надо и могу».

     е) Конфликт неадекватной самооценки расхождение  между самооценкой, притязаниями и  реальными возможностями (низкая или  высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний). «Между могу и могу».

     ж) Невротический конфликт - длительно  сохраняющийся любой из вышеописанных  видов конфликтов или их совокупностей.

     2. Вторая типология конфликтов  оперирует иными, более общими  единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности. Содержание работы самосознания по преодолению конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл (Столин В.В. Самосознание личности).

     Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть:

     1. Бессознательные связаны с использованием  механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация  и т.д.);

     2. Сознательные определяются следующими  вариантами: переориентация изменение  притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему; компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация; коррекция изменение «Я концепции» в направлении достижения адекватного представления о себе.

     Последствия внутриличностных конфликтов могут  быть двух видов:

     Конструктивные  – это максимальное развитие конфликтующих  структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного  развития (это усложнение психической  жизни, переход ее на другой уровень  функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, формируется адекватная самооценка).

     Деструктивные – наступает усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (например, угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из этого положения).

     Тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в  которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон потенциальных конфликтов узок. Но даже в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку многообразны и трудны. Россия может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах.  
 
 

Информация о работе Внутриличностный конфликт