Волевая регуляция поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:27, реферат

Описание работы

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы.

Содержание работы

Введение
Взгляд на феномен воли
Волевое поведение
Волевая регуляция поведения
Нарушения волевого контроля
Список литературы

Файлы: 1 файл

Волевая регуляц.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Казанский государственный аграрный университет

 

 

 

 

                                          Кафедра

 

 

 

 

 

Реферат

 

Волевая регуляция поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнил: Нуриев И.Ф. группа 572    

                                                                                                                                         3курс

                                                                                              Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань-2009

Содержание 

 

  1. Введение
  2. Взгляд на феномен воли
  3. Волевое поведение
  4. Волевая регуляция поведения
  5. Нарушения волевого контроля
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в психологической  науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления  поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного  удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взгляд на феномен  воли.

 

     Воля является одними  из важнейших качеств личности  человека. Вряд ли найдётся родитель  или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.

     В этом солидарны  практически все классики отечественной  психологии. Так, согласно Л.С.  Выготскому, личность охватывает  единство поведения, которое отличается  признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

     Не смотря на все исследования в этой области, очевидна научная неразработанность этой проблемы, что отражается на практике воспитания детей. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.

     К настоящему времени  сформировалось несколько научных  направлений, по разному истолковывающих  понятие "воля": воля как  волюнтаризм, воля как свобода  выбора, воля как произвольное  управление поведением, воля как  мотивация, воля как волевая  регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

     Я считаю, что развитие  волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Также, я считаю, что развивать волевые качества у дошкольников надо с подключением их сознания, т.е. чтобы они осознавали, что они делают.

     Изучение воли в  историческом аспекте можно разделить  на несколько этапов.

     Первый этап связан  с пониманием воли как механизма  осуществления действий, побуждаемых  разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

     Второй - связан с  возникновением волюнтаризма как  идеалистического течения философии.

     На третьем этапе  волю стали связывать с проблемой  выбора и борьбой мотивов.

     На четвёртом - волю  стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

     В данное время  имеется два противоборствующих  течения о вопросе и природе  воли.

     Одно из них подменяет  волю мотивами и мотивацией. В  соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно. В этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

     Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

     Но если волевая  регуляция и волевое поведение  связаны только с преодолением  трудностей, то как назвать сознательную  регуляцию и сознательное поведение,  которые не связаны с обязательными  трудностями? Почему тогда эту  регуляцию тоже называют волевой, произвольной?

     Неразбериха в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна и у ряда  авторов: с одной стороны, воля  не сводится только к волевому  усилию, а с другой стороны,  она не совпадает и с произвольным  действием.

     Путаница в использовании терминов "произвольный" и "волевой" видна и в наименовании так называемых вторичных видах внимания. Так, говоря о послепроизвольном внимании, имея в виду, что при возникновении интереса к деятельности (например, к чтению) уже не требуется того напряжения внимания, которое было необходимо в начале, пока деятельность не вызвала интереса. Но разве при этом сознательный, преднамеренный характер привлечения внимания к этой деятельности исчезает? Очевидно, лучше бы говорить о послеволевом, но всё равно произвольном внимании.

     Первое (мотивационное)  направление в понимании вопроса  о воле пренебрегает изучением  волевых качеств (здесь сила  воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически  исключает мотивацию из волевой  активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

     Сведение воли к  волевой регуляции, отрыв волевой  регуляции от мотивации даже  терминологически не очень понятны.  Ведь воля не потому называется  волей, что проявляется только  в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие "волевые качества" является производным от слова "воля", а не наоборот.

     Сведение воли как  единого целостного психологического  механизма только к волевой  регуляции, т.е. к регуляции  по преодолению препятствий, неправомерно  и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

     Кроме того, ещё И.М.  Сеченов отмечал, что воля (как  механизм преодоления препятствий)  просто так, без идеи, без какого-то  смысла проявляться не будет.  Волевой регуляции и связанным  с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

     Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

     Поэтому понимание  феномена воли возможно только  на основе синтеза различных  теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волевое поведение.

 

Поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную необходимость и есть волевое  поведение, где смысл заданного извне действия оправдывается через произвольно выбранный субъектом мотив, осмысливание ситуации и последствий действия. Затем, при повторении действия, это поведение либо <привязывается> к уже имеющемуся у человека мотиву, либо создается новый мотив, уже внутренне связанный с заданным действием.

Другими словами, волевое поведение-это  поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному  заданному действию. Искусственно связывая в сознании и воображении начало или окончание действия с ходом параллельных, не зависящих от него событий, человек как бы создает дополнительное побуждение к действию.

Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том. или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.

Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника - значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.

Информация о работе Волевая регуляция поведения