Волевая сфера личности. Психологическая защита. Характеристика основных психологических защит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение волевой сферы личности и механизма форм психологической защиты
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
1. Изучить волевые формы активности личности
2. Изучить волевые качества человека
3.Изучить характеристики механизмов психологической защиты
4. Изучить практическое применение методики индекса жизненного стиля

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….3
1. Волевая сфера личности ……………………………………………………………....5
1.1 Воля как форма активности личности ………………………………………….…..6
1.2 Волевые качества человека и их формирование …………………………………...9
2. Содержательные характеристики механизмов психологической защиты (индекса жизненного стиля) …………………………………………………………………...…12
2.1. Отрицание …………………………………………………………………………..12
2.2. Вытеснение …………………………………………………………………………13
2.3. Регрессия………………….………………………………………………………...15
2.4. Компенсация ……………………………………………………………………….16
2.5. Проекция …………………………………………………………………………....17
2.6. Замещение …………………………………………………………………….…….18
2.7. Интеллектуализация ……………………………………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………… ..23

Файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

      Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

     В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

- преобразование непроизвольных  психических процессов в произвольные;

- приобретение человеком  контроля над своим поведением;

- выработка волевых  качеств личности;

- а также с тем,  что человек сознательно ставит  перед собой все более трудные  задачи и преследует все более  отдаленные цели, которые требуют  значительных волевых усилий  в течение долгого времени. 

     Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

    Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

    Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

    Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.                                                                                                                                                          

      Профессиональное становление личности начинается еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

      Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.

    Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств, происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Маклаков, А.Г. Общая  психология: Учебник для вузов.  – СПб.: Питер, 2007. – 583с. – (серия  «Учебник нового века»)

2. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 687с.

3. Нуркова, В.В., Березанская,  Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.

4. Психология: Учебник для студентов средних учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.

5. Психология: Учебник  для педагогических вузов/ Под  ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 720с.

7. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.

8. Узнадзе, Д.Н. Общая  психология/ Пер. с грузинского  Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В.  Имемадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413с.- (серия «Живая классика»)

 

 




Информация о работе Волевая сфера личности. Психологическая защита. Характеристика основных психологических защит