Волевые свойства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:56, реферат

Описание работы

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 26.62 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость  действовать, человек не спешит выполнить  его. Даже психологи не всегда могут  объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления  своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких  убеждений и взглядов на жизнь, с  разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют  с удвоенной энергией – эти  явления связывают с такой  особенностью психики как воля.

Проблема воли, волевой  регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда  на механизмы воли, вплоть до полного  отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Творческая жизнь и  деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства  требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет  конкретные цели в своей жизни  и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и  воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

 

 

    1. Волевая регуляция деятельности

В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении  явлений, которые относятся к  проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

 В научной психологии  подобной ясности нет, понятие  воли является одним из наиболее  сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается — вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека.

Воля трактуется исследователями  и как самостоятельный психический  процесс, и как аспект большинства  иных психических процессов и  явлений, и как уникальная способность  личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что  она тесно связана с предельно  сложным психологическим явлением — сознанием — и выступает  одним из его важнейших атрибутов.

 В самом общем виде  понятие воли может быть определено  как сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, связанное с преодолением  внутренних и внешних препятствий. 

 Волевые процессы обеспечивают  выполнение двух взаимосвязанных  функций: побудительной и тормозной. 

Первая — побудительная  — непосредственно связана с  мотивационными факторами и заключается  в инициировании того или иного  действия, деятельности по преодолению  объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму  активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает  в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая  активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

Вторая функция волевых  процессов — тормозная — состоит  в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Таким образом, структуру  сложного волевого акта образуют следующие  основные этапы:

  1. возникновение мотивов деятельности;
  2. борьба мотивов;
  3. решение о действии;
  4. исполнение принятого решения.

 Нередко 1-й, 2-й и  3-й этапы объединяют, называя  эту часть волевого действия  подготовительным звеном, 4-й этап  является при этом исполнительным  звеном.

 Мотивирование есть  актуализация побуждения с осознанием  и постановкой цели, на достижение  которой направляется данное  действие. Целью при этом является  желаемый или предполагаемый  результат действия, направленного  на предмет, при помощи которого  человек намерен удовлетворить  ту или иную потребность. 

 Ситуация борьбы мотивов  как конкретных побудителей действия (одно желание противопоставляется  другому, сталкивается с ним)  может требовать от человека  овладения своим поведением, заставляет  приложить соответствующие усилия  для ее осмысливания. Борьба мотивов  тем сильнее, чем более весомы  противоборствующие мотивы, чем  более равными по своей силе и значимости они являются для человека.

 Возможные пути и  средства достижения цели соотносятся  с имеющейся у человека системой  ценностей, включающей убеждения,  чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.

 Этап осуществления  принятого решения, однако, не  освобождает человека от необходимости  прилагать волевые усилия, и порой  не менее значительные, чем при  выборе цели действия или способов  его исполнения, поскольку практическое  осуществление намеченной цели  также сопряжено с преодолением  препятствий. Продолжительность  каждого из этапов в разных  случаях различна, и четких переходов  между ними не существует.

 В большинстве случаев  принятие решения и волевое  поведение в целом связаны  с большим внутренним напряжением,  иногда приобретающим стрессовый  характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является  очень характерной особенностью  волевого акта.

 Следует отметить, что  понятие «волевая регуляция деятельности  и поведения» используется в  психологии в двух основных  значениях. В первом (широком)  значении данным понятием, по  существу, охватывается произвольная  регуляция в целом. В этом  случае под ним понимается  высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции  поведения и деятельности. Во  втором (узком) значении волевая  регуляция деятельности и поведения  ограничивается специфическими  формами организации и регуляции  поведения и деятельности в  сложных, часто критических условиях.

 

 

 

    1. Волевые свойства личности

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках  складывается волевая организация  личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:

  1. целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;
  2. решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;
  3. смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;
  4. настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;
  5. выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;
  6. мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;
  7. инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;
  8. самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;
  9. дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Понятием “воля” оперируют  психиатрия, психология, физиология и  философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать  как первичные, или базовые, волевые  качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется  всеми или большинством описанных  выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной  и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который  вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

Воля трактуется исследователями  и как самостоятельный психический  процесс, и как аспект большинства  иных психических процессов и  явлений, и как уникальная способность  личности произвольно контролировать свое поведение. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой  особую произвольную форму активности человека.

В самом общем виде понятие  воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное  с преодолением внутренних и внешних  препятствий.

Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • приобретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности;
  • а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Совершенствование волевой  регуляции поведения у детей  связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной  и личностной рефлексии. Поэтому  воспитывать волю у ребенка в  отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В  противном случае вместо воли и настойчивости  как, несомненно, положительных и  ценных личностных качеств могут  возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Информация о работе Волевые свойства личности