Волонтерство как средство формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 07:07, статья

Описание работы

Проблема профессионального самоопределения является одной из актуальных вопросов современной психологии. Самоопределение - это выбор вектора жизненного пути. Перед подростками стоит сложная задача - кем быть? Самостоятельно с ней им не справиться. Именно профориентационная работа, организуемая волонтерами, вооружает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий и умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности.

Файлы: 1 файл

Волонтерство как средство формирования профессионального самоопределения старшеклассников.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

 

ВОЛОНТЕРСТВО КАК  СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

А. В. Измайлова

Научный руководитель: Н.В. Басалаева  к. псих. н., доц.

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО

«Сибирский федеральный  университет»

 

        Проблема профессионального самоопределения является одной из актуальных вопросов современной психологии. Самоопределение - это выбор вектора жизненного пути. Перед подростками стоит сложная задача - кем быть? Самостоятельно с ней им не справиться. Именно профориентационная работа, организуемая волонтерами,  вооружает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий и умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности.

        Профессиональная ориентация – это совокупность мер, основная задача которых - помощь молодым людям в выборе будущей специальности. Склонность человека к определенному роду деятельности, как правило, определяется посредством прохождения тестов. Они проводятся в старших классах средних общеобразовательных учреждений и центрах по трудоустройству.

Профессиональная  ориентация включает в себя:

Профессиональное  просвещение- ознакомление учащихся и  выпускников учебных заведений  с современными видами трудовой деятельностями, социально- экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалификационных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально- квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

        Профессиональное консультирование- оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и представление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

        Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

        Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

        Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.

        Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

     С целью оказания помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ №6 города Лесосибирска в 2012 году. Выборка исследования представлена учениками 9 класса, в количестве 30 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали методику Е.А. Климова.

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие  результаты: 42% подростков выбрали профессию  типа «Человек-человек». Данный факт говорит нам о том, что большая часть подростков желают работать с людьми, в своей будущей профессиональной деятельности оказывать им помощь в различных ситуациях. 19% выбрали профессию типа «Человек - техника». Следует отметить, что им интересна работа с техническими приборами, выполнять операции за компьютером, нежели чем на хирургическом столе. Следующая группа профессий типа «Человек - знаковая система» представляет интерес для 15% учащихся. Профессию типа «Человек - художественный образ» выбрали 9% подростков. Для них характерен интерес к живописи, искусству, актерской деятельности. Меньшее число подростков (5%) выбрали профессию типа «Человек - природа». 10% подростков еще не определились с выбором. Данный факт говорит о том, что они, вероятно, в силу своего возраста еще не могут сделать более реальный профессиональный выбор.

Анализируя результаты, полученные по методике Е.А. Климова, мы отмечаем, что высокие показатели выборки определенных типов профессий связаны с тем, что большинство подростков определены в своем выборе, а низкие показатели некоторых из предложенных типов в методике свидетельствуют о низкой информированности о том, какие профессии востребованы на рынке труда, отсутствием гарантии занятости и низкой заработной платы будущей профессии. Таким образом, профессиональное самоопределение в подростковом возрасте заключается в постепенном формировании у школьников к внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.

Анализируя результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что  необходима специально организованная профориентационная работа с подростками. С этой целью в г. Лесосибирске  проводится профориентационная работа с учащимися с помощью волонтеров из числа студентов города. В рамках волонтерского движения «Твои горизонты» нами реализован проект «Профессии нашего микрорайона». Основными задачами являются: ознакомление учащихся с профессиограммами, информирование о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате; формирование  навыков поиска информации, анализа ситуаций, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу.

Реализация проекта предполагает проведение 3 занятий. Занятие первое формирует умение ориентироваться в мире профессий, а также знакомит учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность», направлено на выработку умений разграничивать данные понятия. Занятие второе «Quest» проводится в два этапа: 1-й этап «Бег по станциям» показывает, насколько учащиеся ориентируются в мире профессий и могут разграничить понятия: «профессия», «специальность», «должность». 2-й этап - профориентационная  экскурсия. На экскурсии дети делятся на группы по сферам, выделенным в методике Е.А. Климова, и идут по интересующему их направлению (человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Экскурсии организуются для формирования у учащихся представлений о содержании труда в производственных и других областях. В заключении проводится третье занятие «Урок-отчет». На этом занятии дети подготавливают презентации на основе информации, полученной ими на экскурсиях, в целях закрепления и систематизации полученных знаний.

И в заключении хотелось еще раз отметить, что профессиональная ориентация- это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Таким образом, следует отметить, что необходимо систематизировать профориентационную работу с подростками с целью расширения информации о профессиях микрорайона, а также создания условий для профессионального самоопределения старшеклассников.                                                                                                   

 


Информация о работе Волонтерство как средство формирования профессионального самоопределения старшеклассников