Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:23, контрольная работа
Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать,
человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей.
Введение…………………………………………………………………...3
Понятие воля…….......................................................................................4
Волевые качества личности .....................................................................6
Воля и ее значение в жизни человека.....................................................10
Заключение...............................................................................................12
Литература…………………………………………………………….…..13
Практическое задание…………………………………………...……….14
Словарь основных терминов..................................................................15
осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее
выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля
исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент
осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно
отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и
реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудно совместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
1. Радугин А.А. Психология. М.,2003
2. Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
Вопрос№6
Определите, какие группы являются формальными, а какие – неформальными: государство, кружок кройки и шитья, группа преферансистов, аспиранты одного профессора, студенческая группа, музыкальная группа.
Ответ:
Формальные: государство, студенческая группа, аспиранты одного профессора, кружок кройки и шитья.
Неформальные: группа преферансистов, музыкальная группа.
Индивид - отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.
Самодетерминация - способность человека выбирать и иметь собственный выбор.
Волевой акт - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности.
Волевой акт - силовой способ принятия личного решения, решения Я.
Позна́ние - совокупность процессов,
процедур и методов приобретения знаний
Настойчивость - волевые качества личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности.
Целесообразность - соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.
Импульсивность - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.
Рациональность - термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности.
Адекватность - это поведение, которое понятно и не вызывает у окружающих никаких вопросов.
Вовлечение - неявное влияние эмоционально-стихийного плана, приводящее к естественному и незаметному для партнера изменению его поведения и всего контекста происходящего.
Концентрация - это способ сосредоточить внимание на определенной части тела, определенных каналах, жизненно важных точках.
Волевой контроль – это степень
зависимости поведения от воли человека.
Актуальность - важность, значительность
чего-либо в настоящее время, современность,
злободневность.
Детерминизм (от лат. determino — определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Инициа́ция (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Сти́мул (лат. stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие; также, в терминологии экспертных оценок, — объект-наблюдение, воздействующий на опрашиваемого субъекта («стимулирующий» его принять то или иное решение).
Информация о работе Воля, ее основные качества и значение в деятельности человека