Воля как форма активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Какова роль воли в жизнедеятельности человека? Вряд ли найдется человек, который не мечтал бы стать значимой и счастливой личностью. Увы, зачастую эти мечты превращаются в груды обломков, которые хоронят под собой надежды, способности и даже таланты. И это потому, что между мечтой и действием стоит воля! Вместо того чтобы действовать, человек как бы «засыпает» в сладких мечтах, заменяющих ему реалии активной жизни и служащих в данном случае своеобразной психологической защитой от ощущения своей неполноценности. Он пытается найти счастье - это естественное состояние, к которому стремится любой человек, - уходя из активной сферы жизни.

Содержание работы

Вступление……………………………………………………………3
Воля как форма активности…………………………………………4
Заключение……………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 34.87 Кб (Скачать файл)

      Говоря  о воли и ее роли в саморегуляции нельзя обойти вопрос о слабоволии и его опасности. Обладая слабой волей человек, практически теряет способность к саморегуляции, качество его жизни ухудшается, он перестает достигать поставленных задач, копится недовольство собой, нарастает дискомфорт, слабеют социальные связи. Это в свою очередь может привести к социальной дезадаптации, психическим или физическим заболеваниям. Бытовым проявлением слабоволия является лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Это качество обусловлено проблемой воспитания и может быть устранимо в процессе направленного формирования личности и самовоспитания. Лень – свидетельство слабости и вялости человека, нежелания считаться с требованиями социума, неприспособленности к меняющимся обстоятельствам. У ленивого человека нет внутреннего контроля, он безответственен и он нуждается во внешнем управлении и контроле. Его самореализация затруднена, психологический дискомфорт со временем нарастает, особенно при сравнении с людьми, имеющими равные с таким человеком стартовые позиции, но в отличие от него более сильную волю и способность к саморегуляции.

       Воля – тренируемое качество. Приемы формирования воли могут быть различными, но обязательным является следующее:

- начинать тренировать  волю следует в повседневной  жизни с преодоления сначала  небольших трудностей ( строгое соблюдение режима дня, борьба с безалаберностью, неряшливостью в быту и пр.; )

- для тренировки воли  следует каждое жизненное препятствие  рассматривать, как задачу, которую  надо непременно решить с наилучшим  из возможных результатом. Привыкая преодолевать сначала незначительные трудности в повседневной жизни, впоследствии люди оказывались в состоянии совершать исключительные подвиги в экстремальных ситуациях. Волевой человек привыкает рационально организовывать даже самую незначительную деятельность, его поведение отличается собранностью и целеустремленностью, его решения целесообразны, он спокойно и вовремя выполняет намеченное;

- надо учиться формировать  значительные цели. Частные цели  легче решаются в фарватере  целей значительных. Поэтому очень  важным условием воспитания воли  является формирование высших  мотивов деятельности – моральных  и этических принципов, умение  считаться с общественными потребностями, чувство долга;

- В случае если реализация  цели лежит в отдаленной перспективе, следует разбить путь к этой  цели на отдельные этапы ипоследовательно и решительно выполнять каждый из них;

- Обязательность исполнения  принятых решений. Обдумывая решение  необходимо учитывать его целесообразность  и выполнимость, но приняв его  окончательно – следует выполнять. Систематическое невыполнение принятых  решений расслабляет волю и  дезорганизует человека.

Говоря о воспитании воли как основе саморегуляции человека необходимо отметить, что развитие волевых качеств происходит при общении и работе с другими людьми, вне социума воля человека не может развиваться. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов в саморегуляции своего поведения человек может достичь.

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, решительность — это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является  и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения.

Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, если не решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняющий свои индивидуальные устремления интересам общества.

 

 

4. Список литературы.

1. Маклаков А.Г., Общая психология, изд. Питер,2009

2. Немов Р.С., Психология ,Москва, Юрайт высшее образование, 2010

3. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии: в2 т., т.2, М., 2003

4. Селиванов В. И., Избранные психологические произведения (Воля, ее развитие и воспитание),Рязань, 2008

5. Сеченов И. М. , Избранные произведения. М., 2007

6. Ильин Е. П., Психология воли, изд. Питер, 2009

7. Селиванов В. И, Воспитание воли школьника, М., 2004

.

 

 


Информация о работе Воля как форма активности