Воля. Волевая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия воли, может быть в нескольких вариантах, я же укажу всего лишь два, это:
1) Воля – это психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей;
2) Воля - есть сознательное регулирование человеком, своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Содержание работы

1) Введение…………………………………………………………………..........3
2) Воля. Волевая деятельность. Теоретическая часть…………………….......4
3) Воля. Волевая деятельность. Практическая часть…………………..……10
4) Заключение…………………………………………………………….……...13
5) Список литературы…

Файлы: 1 файл

Психология и педогогика.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Зависимость показателя воли от физической силы преодолевается методикой С. В. Коржа, предполагающей произвольную задержку дыхания испытуемым на максимальную продолжительность. Преодолевается внутреннее препятствие в виде постепенно возникающего удушья. Объем последующей после прекращения задержки дыхания вентиляции легких (в течение 30 с) выражает размер волевого усилия. Связь результата с физической силой испытуемого тут действительно преодолевается, но какова его связь с волей, которая нужна в интеллектуальном труде, в учебной деятельности? Оснований констатировать наличие тесной связи нет.

Тест настойчивости Торонтона как раз предназначен для измерения волевого усилия в интеллектуальной работе. Испытуемому предлагается деформированный, искаженный текст, в котором смещены знаки препинания, некоторые буквы и слова переставлены или пропущены. Ставится задача — восстановить текст. Контролируется время, затрачиваемое на восстановление, количество восстановленного текста, трудности, которые преодолел испытуемый, — в сопоставлении с показателями, достигнутыми относительно первого, сравнительно легкого абзаца. Результаты выполнения данного теста признаются связанными с лингвистическими способностями, хотя в некоторой степени она уменьшается за счет сопоставления результатов с итогами работы испытуемого с первым абзацем.

По социально-психологической методике Е. С. Махлах испытуемым предлагается список из 48 форм поведения, в которых «заложены» 16 качеств личности. Среди них есть волевые качества. Ученики оценивают своих товарищей указанием на наличие у них каждой из этих 48 форм. Получаемые таким образом результаты находятся в зависимости от точности оценок учащихся. Применяется также методика рейтинга, содержанием которой является опрос учителей относительно волевых качеств учащихся. На этот раз результаты оказываются в зависимости от компетентности педагогов в вопросах психологии воли.

Существует масса различных методик, ниже я бы хотел привести пример по оценки и анализу волевых качеств:

Методика Н. Н. Обозовым предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.  
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» —2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки. Текст опросника:  
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?  
2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то ван неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?  
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?  
4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?  
5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?  
6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?  
7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?  
8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?  
9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?  
10. Сдержите ли выданное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?  
11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?  
12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?  
13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?  
14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это? 
15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?  
Подсчитывается сумма набранных баллов: 0—12 баллов — «сила воли» слабая; 13— 21 балл — «сила воли» средняя; 22—30 баллов — «сила воли» большая.

 

 

 

 

Заключение

Понять, что такое воля, можно только в том случае, если удается свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: долженствование, принимаемое за волю, в одном случае, или свободы выбора, к которой сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные ее стороны, обозначают различные ее функции и вовсе не противоречат друг другу. Более того, понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учета полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности.

Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

 

 

Список литературы

1) Психология и педагогика  – М., 1997 год.

2) Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии – СПб., 1999 год.

3) Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.

4) В.А. Крутецкий "Психология", Москва 1999г. т

 

 

 

 


Информация о работе Воля. Волевая деятельность