Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:49, лекция
1. Психологическая сущность воображения.
2. Формы воображения.
3. Типы воображения.
Воображение, его формы и виды.
Психологическая сущность воображения
Как субъект действия человек
не только созерцает и познает, но
и изменяет мир, преобразует природу,
создает предметы, которых в ней
нет. Но человек не смог бы всего
этого совершать, если бы не представлял
себе ясно результата своих действий.
Чтобы преобразовать мир на практике,
надо уметь преобразовывать его
мысленно, в представлении. Такое
умение в мыслях строить новые
образы называется воображением. Процесс
воображения проявляется в
Воображение -
психический процесс создания образов
предмета или ситуации путем перестройки
имеющихся представлений. Это часть сознания
личности, один из познавательных процессов.
В нем своеобразно и неповторимо отражается
внешний мир, оно позволяет программировать
не только будущее поведение, но и представлять
возможные условия, в коих это поведение
будет осуществляться.
Воображение выражается в:
Физиологическую основу воображения
составляют остаточные (следовые) процессы
возбуждения и торможения, иррадиации
и концентрации, положительной и
отрицательной индукции, анализа
и синтеза в корковых отделах
различных анализаторов. В итоге
этой сложной нервной деятельности
и возникают новые, не имевшие
места в реальном процессе восприятия,
сочетания образовавшихся в прошлом
опыте временных связей, составляющие
базу воображения.
Виды воображения
В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как:
Активное воображение, в свою очередь, делится на:
А пассивное воображение - на:
Такое деление отчасти
относительно, ибо каждый из этих видов
содержит элементы другого. Процессы воображения,
как и мышления, памяти и восприятия,
имеют аналитико-синтетический
Формы воображения
В психологии также, кроме видов воображения, различают формы воображения. К формам воображения относятся:
Процесс воображения не всегда
немедленно реализуется в практических
действиях. Нередко воображение
принимает форму особой внутренней
деятельности, заключающейся в создании
образа желаемого будущего - в мечтании.
Мечта - создание
образа желаемого будущего, необходимое
условие преобразования действительности,
побудительная причина, мотив деятельности,
окончательное завершение которой оказалось
отсроченным. Мечта всегда направлена
на будущее, на перспективы жизни и деятельности
конкретной личности. Мечта позволяет
человеку намечать будущее и организовывать
свое поведение для его осуществления.
Представить себе будущее (т.е. то, чего
еще нет) человек не мог бы без воображения,
без умения строить новый образ.
Особенностью мечты является построение
тех образов, которые пока еще не осуществлены,
а иногда и не могут осуществиться. Образы,
которые человек создает в своих мечтах,
отличаются следующими особенностями:
Фантазия - форма воображения, в которой изменяется
облик действительности, отраженной в
сознании. Для нее характерна транспозиция
(перестановка) элементов реальности.
Фантазия позволяет найти новую точку
зрения на уже известные факты и потому
обладает огромной художественной и научно-познавательной
ценностью. Творческая активность, порождающая
фантазию, в значительной мере спонтанна,
связана с личной одаренностью и индивидуальным
опытом человека, складывающимся в процессе
деятельности.
Фантазии возникают при падении интенсивности
сознательного, в результате чего становится
проницаемым барьер, отделяющий его от
подсознательного (сон, переутомление,
бред). Согласно взглядам Зигмунда Фрейда(1856-1939), фантазия - так называемые сны
наяву - это бессознательное или сознательное
иллюзорное исполнение честолюбивых и
эротических желаний, не переживаемых
галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных
свойств личности, ее вытесненных стремлений,
влечений и желаний, посредством которой
человек с помощью воображения сглаживает
недостатки реального мира и собственные
неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются
либо опосредованно - путем художественного
и научного творчества, либо ведут к неврозу.
Наряду с путем от реальности к фантазии,
как формы удовлетворения, существует
и путь от фантазии к реальности, примером
которому служит искусство.
Галлюцинация -
форма воображения, в которой переживаются
образы при отсутствии какой бы то ни было
внешней стимуляции. Патологическое нарушение
перцептивной деятельности, состоящее
в восприятии объектов, которые в данный
момент не воздействуют на соответствующие
органы чувств. С точки зрения материализма
- продукт внутреннего мира, проекция представлений
в реальное пространство. Возникают вследствие
непроизвольного, не зависящего от субъекта
проецирования образов вовне и локализации
их в пространстве и времени, что ведет
к переживанию этих, спонтанно возникших
в сознании, образов как объективной реальности.
Образы воображения также различаются
между собой по степени яркости и по соотношению
образов с действительностью.
В этой связи выделяют: