Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 08:41, реферат
Описание работы
Выдающиеся мыслители во все времена, особенно философы и психологи, подчеркивали значение воображения и творческой деятельности человека, по-своему описывали и анализировали его в своих исследованиях. В последнее время интерес к проблеме воображения возрастает как в общественном сознании, так и в теоретико-научных исследованиях.
Выдающиеся мыслители во все времена,
особенно философы и психологи, подчеркивали
значение воображения и творческой деятельности
человека, по-своему описывали и анализировали
его в своих исследованиях. В последнее
время интерес к проблеме воображения
возрастает как в общественном сознании,
так и в теоретико-научных исследованиях.
Нам представляется, что начинать рассмотрение
роли воображения в творчестве человека
следует с понимания его места в организации
духовной жизни личности. В этом плане
особое значение приобретает наследие
И. Канта, который впервые проанализировал
основания познавательных способностей
человека, в том числе и воображение. К
таким изначальным основаниям И. Кант
относил априорные законы созерцательного
познания воспринимаемого мира. Он подчеркивал
явное расхождение между чувственной
и рассудочной познавательной способностями
человека, справедливо указывая, что «ум
часто не может выразить конкретно и превратить
в созерцание те абстрактные идеи, которые
он получил от рассудка».
И. Кант доказывал изначальное значение
чувственного созерцания для синтетического
восприятия целостных феноменов окружающего
мира. Он утверждал, что в чувственном
представлении есть нечто от материи,
т. е. ощущение, и нечто от формы в виде
облика чувственно воспринимаемого, которое
показывает, насколько координируются
по некоторому естественному закону ума
те различные объекты, которые воздействуют
на чувства. Такое наглядное представление,
составляющее единство чувственного и
рационального, и является тем внутренним
основанием, которое создает познавательный
образ в процессе воображения.
Наметившийся у И. Канта разрыв между
мыслительной деятельностью и реальным
миром нашел свое логическое завершение
в романтических теориях творчества как
произвольной игры воображения (Ф. Шиллер,
Ф. Шеллинг и др.). Критикуя такие теории
в контексте рационалистической традиции,
Г. В. Гегель рассматривал воображение
как активность, схватывающую действительность
в ее конкретно-чувственных формах. По
нашему мнению, в сущностном понимании
воображения в настоящее время развиваются
обе эти философские традиции, выражающие
различную степень реалистичности или
идеализации отображаемого предмета или
явления.
Проблема воображения глубоко исследовалась
и русскими философами начала XX столетия,
в частности С. Н. Трубецким. Последний,
в соответствии со своим учением об органической
сущности, соборности сознания рассматривает
воображение в тесной связи с жизненной
памятью человеческого рода и собственного
этноса, с родовой общностью человеческих
представлений, стремящихся в процессе
индивидуации к воплощению вполне определенных
образов, т. е. к воображению.
Достаточно подробно эти проблемы исследовал
К. Г. Юнг, который в рамках глубинной психологии
поставил почти такую же задачу, как и
И. Кант, правда в несколько ином ракурсе.
На основе своих многочисленных теоретических
и эмпирических исследований состояний
и функций внутреннего мира человека,
специфики его изменения и развития К.
Юнг приходит к следующему заключению.
Опыт заставляет нас отказаться от мысли,
будто психика есть ничто, а продукты воображения
нереальны. Надо только иметь в виду, что
реальность психики понимается не в физической
форме. Единственная, непосредственно
нам известная форма существования, —
это психическая форма. При этом материя
познается лишь посредством воспринимаемых
нами психических образов, возникающих
в сознании под влиянием чувств. Известно,
что К. Юнг считает врожденным и унаследованным
источником нашего сознания архетипы
как базовые, ментальные формы коллективного
бессознательного. Согласно его теории,
такие архетипы являются своеобразным
инстинктивным Вектором, который проявляет
себя в фантазиях и символических образах.
Исходя из сказанного, воображение можно
понимать как конкретно-чувственное представление
определенных предметов, явлений и ситуаций
с различной степенью, как реалистичности,
так и идеализации.
В литературе часто различают воображение
активное и пассивное. Пассивное предполагает
создание образов, которые не воплощаются
в действительность. Сюда можно отнести
всякого рода утопии, нереализуемые программы
и т. п. В своих крайних формах такой тип
воображения получил название «маниловщины».
Пассивное воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Непреднамеренное
психологи часто связывают с ослаблением
сознания, со сновидными состояниями,
с расстройствами сознания и проч. Преднамеренное
же воображение может создавать образы
типа грез, не связанные с волей, которая
только и могла бы способствовать их превращению
в реальность.
Активное воображение подразделяется
на творческое и воспроизводящее. Такое
воображение направлено преимущественно
на преобразование представлений памяти,
что часто ведет к созданию принципиально
новых, ранее не возникавших ситуаций.
Сущность воображения связана с преобразованием
представлений, созданием новых образов
на основе уже имеющихся. Оно в известном
смысле есть отражение действительности в неожиданных,
новых, непривычных связях и сочетаниях.
Синтез представлений в актах воображения
осуществляется в форме соединения несоединимых
в реальном мире качеств, свойств, связей
и отношений в виде изменения пространственных
и временных масштабов, выделения и подчеркивания
отдельных частей и сторон тех или иных
объектов, выделения существенного и т.
п.
Мы понимаем творчество как существенное
изменение позиции по отношению к миру
или отдельным его фрагментам. Это значит,
что творческий акт может начинаться как
с совершенствования, так и с разрушения,
распада исходной системы связей и отношений,
что создает благоприятные возможности
для возникновения новых комбинаций, некоторые
из которых могут соответствовать глубинным
сущностям. Здесь вполне допустимыми являются
сопоставления фрагментов исходной системы
с системами воображаемыми, которые в
принципе отсутствуют в реальном мире
или которые находятся в явном противоречии
с ним.
Проиллюстрируем сказанное двумя примерами,
взятыми из науки и искусства. Художник
в своем воображении может разъять, скажем
образ женщины на отдельные компоненты
и затем соединить их совершенно иным
образом и даже так, что в действительности
такое сочетание может оказаться принципиально
невозможным. Это хорошо видно в работах
П. Пикассо, С. Дали, П. Брака и многих других.
В результате появляются изображения,
созерцание которых позволяет проникать
в глубочайшие сущности человека. Это
же касается пейзажа, натюрморта и т. п.
Аналогичные ситуации встречаются и в
науке. И здесь компоненты мысленно расчлененного
объекта, будучи соотнесенными с реальностью
существенно иного порядка, открывают
широкие возможности для проникновения
в глубинные сущности изучаемого объекта.
Скажем, в квантовой физике на эмпирическом
уровне фиксируются компоненты элементарных
частиц, которые объединяются в рамках
определенной теории. В результате возникают
образы, которые не укладываются нив какие
из существующих теоретических концепций.
И совершенно неожиданно оказалось, что
полученные здесь образы органично могут
быть включены в систему, лежащую далеко
за пределами физики и даже находящуюся
с ней в противоречивых отношениях. Ф.
Капра показал, что данные современной
квантовой физики во многом действительно
хорошо согласуются не с научными концепциями,
а с буддийскими представлениями о реальности
.
Надо сказать, что воображение часто
может порождать и негативные результаты,
когда с его помощью формируются утопии,
весьма привлекательные, но соответствующие
сильно деформированной реальности. Особенно
часто это имеет место в социальной сфере.
Скажем, М. Хайдеггер не без оснований
считал, что фашизм, в конечном счете есть
своего рода форма национального эстетизма,
объединившая сферу политики и искусства,
благодаря чему общество превратилось
в своеобразный тотальный фантастический
спектакль, специфическое произведение
искусства, где видение художника или
диктатора уже ничем не отличается от
мыслей и стремлений отдельных людей.
В данном случае высшая политическая добродетель
отождествляется с образом идеально организованного
сообщества, связанного глубинными этническими,
национально-культурными связями. Такой
образ действительно оказался весьма
привлекательным для большого количества
людей и ориентировал общество на то направление
развития, которое привело его, в конечном
счете к катастрофе.
Силой воображения можно связывать как
образы близкие, так и далеко отстоящие
друг от друга. В рамках научной теории
тоже формируются новые образования, но
они лежат в рамках принятой научным сообществом
парадигмы и должны согласовываться с
соответствующими логическими и математическими
конструкциями. Однако с помощью воображения
можно сформировать и такие образы, которые
находятся в явном противоречии с общепринятой
научной парадигмой. И такие образы будут
соответствовать реальности, но отнюдь
не той, которая описывается данной теорией,
а лежащей далеко за ее пределами. Механизм
построения таких образов является уникальным
и не может быть воспроизведен. Широкое
распространение в научной среде таких
образов обычно приводит к научным революциям,
если удается доказать, что такие образы
действительно соответствуют реальности,
хотя и иного порядка.
Нам представляется, что мир воображения
может подчиняться как логике реального
мира, так и логике духовной и идеальной
сфер. Естественно, логика реального мира
будет больше привлекать ученого и коренным
образом отличаться от логики мифа, логики
религии, утопии и пр. Исходя из сказанного,
воображение можно понимать как духовное
(психическое) образование, являющееся
или конкретно-рациональным, интуитивно-образным,
структурно-функциональным представлением
(т.е. логико-научным),
или конкретно-чувственным.
По мнению ряда философов, психологов
и художников воображение пробуждается
в процессе игры. Это мы встречаем у истоков
культуры и в жизни каждого отдельного
человека. Игра очень близка к воображению,
в ней рождаются многочисленные фантастические
ситуации. В определенном смысле игра
есть нахождение между природной детерминированностью
и свободной деятельностью, между реальностью
и «нереальностью». В XX столетии философия
игры так или иначе разрабатывалась такими
авторами, как Н. Іартман, П. Сорокин, М.
Хайдеггер, К. Ясперс, Й. Хейзинга и другими.
Так, М. Хай- дегтер понимает игру как мировой
символ, как онтологическую и экзистенциальную
характеристику, с которой органически
связаны истоки природы искусства. Художественное
произведение, по его мнению, есть спор,
совместная игра вечного и земного, божественного
и человеческого. Квинтэссенцией искусства
он считает поэзию, ибо она есть отражение
игры бытия, а потому она символична, метафорична,
полна игры образами и словами.
Глобальное исследование роли воображения
и мифов в мировой цивилизации, роли игры
как всеобщего принципа становления культуры
было проведено Й. Хейзингом. Он исследовал
культурологические основания становления
общечеловеческой ментальносте от древности
до наших дней.
Воображение выполняет две основные
функции: познавательно-творческую, направленную
на познание и преобразование внешнего
мира, и одухотворяющую, ориентированную
на нравственно-эстетическое саморазвитие
человека и его общение с миром и другими
людьми.
В то же время в условиях современного
информационного общества возрастание
интереса к воображению определяется
уже не только и не столько тягой человека
к творчеству и одухотворенности, сколько
к модной сегодня так называемой «виртуальной
реальности». Современные исследования
показывают, что увлечение виртуальной
реальностью может оказывать разрушительное
действие на сознание и внутренний мир
человека, приводить к перестройке реалий
его созерцательной интуиции, воображения
и творческих способностей. Так, оказалось,
что в процессе формирования «виртуальной
культуры» возникает конфликт собственно
духовного и естественнонаучного мировосприятия.
Особенность виртуальной реальности в
том и состоит, что ее реальность основана
главным образом на разрыве всех возможных
каналов связи с внешним миром, кроме самого
технического устройства, осуществляющего
процесс формирования виртуальной реальности.
Исследования последних лет показывают
также, что широкое распространение в
обществе компьютерно-технотронных средств
приводит к нарастанию конфликта между
живыми образами искусства и человеческой
духовностью вообще и обездушенными образами
прогрессирующего техницизма. Это хорошо
прослеживается в различных сферах жизнедеятельности
(в рекламе, массовой культуре, в средствах
массовой информации и пр.). Многочисленные
фантомы российской демократии в их виртуальном
обличии сейчас широко обсуждаются на
страницах печати. В частности, показывается,
что недостаток истинно демократических
преобразований в российском обществе
все больше начинает компенсироваться
за счет суррогатных новаций псевдодемократического
и псевдокультурного характера. Таким
образом, в сфере воображения связываются
научный и вненаучный подходы к постижению
действительности. Это особенно часто
наблюдается в творчестве. Здесь действительно
можно говорить о новой научно—вненаучной
парадигме. Такая парадигма в свернутом
виде существовала уже, по крайней мере,
в античности. Теперь наступил момент,
когда мы должны вернуться к ней на новом
уровне. Такие попытки уже предпринимались
в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи,
И. Кеплер и др.). И в наши дни такая парадигма
просматривается довольно четко в трудах
ряда выдающихся исследователей (А. Эйнштейн,
П. Дирак, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский
и пр.), где признается недостаточность
чистого рационализма в виде логики и
математики.
Воображение, как и память, проявляется
во всех сферах духовной деятельности
человека: в познавательной, предметно-преобразовательной,
коммуникативной, в процессах внутреннего
саморазвития и самореализации человека.
Таким образом, современное мировоззрение
требует включения на качественно новом
уровне и «старых» кантовских априорно-созерцательных
оснований познания и новых взаимо-дополнительных
принципов рационально-чувственного единства
окружающего мира.