Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:27, творческая работа
Для сравнительного анализа я использовала книги авторов Немова Р.С., Столяренко Л.Д. и Рубинштейна С.Л.. Для начала, хотелось бы дать определение слову «воображение». Вот как трактуют его авторы: Столяренко Л.Д. говорит, что воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. И после некоторого введения заключает, что Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. А так же, что воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).
Творческая работа
по дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Тема работы: ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Выполнила: Тришкина Ю.Э.
группа:
Проверила: Никитенко Е.В.
Новосибирск 2012
Тема моей творческой работы «Воображение и творческая деятельность человека». Для сравнительного анализа я использовала книги авторов Немова Р.С., Столяренко Л.Д. и Рубинштейна С.Л.. Для начала, хотелось бы дать определение слову «воображение». Вот как трактуют его авторы:
Столяренко Л.Д. говорит, что воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. И после некоторого введения заключает, что Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. А так же, что воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).
Интересное, на мой взгляд, дается определение и в учебнике Немова. «Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.»
Рубинштейн говорит о воображении, как о процессе, протекающем в образах. Иными словами, воображать, значит, преображать, так считает автор.
И еще одно.
Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.
Подводя небольшой итог, можно сказать, что каждое понятие трактовано по-разному, но как видно из вышесказанного, у всех авторов проскальзывает один общий смысл. То, что воображение – это процесс создания каких-то образов.
Далее мне бы
хотелось проанализировать
После определения Столяренко знакомит нас с видами воображения, он подразделяет их на две категории – это пассивное воображение и активное.
Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмиатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы творческого
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Зачем автор
переходит к пассивному
Немов выделяет четыре вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
И после этого сразу переходит к художественному творчеству, утверждая, что воображения связано в первую очередь с этим процессом. Приводит различные примеры. Хочется выделить такую фразу: «Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии». Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Кроме этой
информации по творческому
Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца.
В завершении главы Воображение, Немов рассматривает органические процессы феномена и их сущность.
Рубинштейн начинает
свои труды с природы
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей:
1) тем, насколько воображение
придерживается
2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.
Говоря о видах воображения, Рубинштейн ссылается на З.Фрейда и вот на что он делает акцент:
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.
В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие "пассивности" и "активности" является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.
Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.
Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами – схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.
И, конечно же, прослеживая ход мыслей автора, мы возвращаемся к теме моей работы, и я не могу не отметить тот факт, что воображение формируется в процессе творческой деятельности, как говорит Рубинштейн.
Переходя, наконец, к разделу про творчество, автор так же как и его коллега, Немов¸ отмечает, что воображение играет великую роль в художественном творчестве.
Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
Если рассматривать литературу, то по Рубинштейну можно для себя выявить такое утверждение:
В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.
Так же автор книги затрагивает так называемое научное творчество.
Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено на счет воображения.
Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, дает для развития воображения в своем роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника.
Наконец, воображение формируется в практической деятельности – особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.
Завершает свою
главу автор техникой
Мною были проанализированы три учебника. Так получилось, что я расположила их в порядке «лучшести», так скажем. Нельзя сказать, что этот учебник плохой, а этот хороший, но выбирая для себя, я бы остановилась на последнем. Во-первых, информация в нем намного полнее и язык, как мне кажется, более доступный. Мне нравится, как автор излагает свою мысли и какие примеры для этого приводит. Каждый из авторов изучает одну и ту же тему, но опираясь на Рубинштейна, я поняла, что каждый затрагивает творческую тему, непосредственно, в изложении своих трудов, просто излагает по-своему. То есть сами являются объектами творческого процесса. Просто у кого-то оно проявляется в одной форме, а у кого-то в другой.
Информация о работе Воображение и творческая деятельность человека