Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Московский государственный
университет технологий и управления
имени К.Г.Разумовского"
Филиал ФГБОУ ВПО "МГУТУ им. К.Г.Разумовского"
в г. Мелеузе
(Республика Башкортостан)
Контрольная работа
По дисциплине: Психология
На тему: Воображение и творчество
Выполнила:
Студент 1 курса (СФО)
Институт: ЭиБ
Специальность: Экономика
Шифр: 028806
Работа сдана на проверку
Преподаватель: Смирнова О.Н.
Оценка:
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1.Психология творчества........................................................................................5
1.1.Определение воображения.............................................................................5
1.2 предрасположенность
к творчеству...............................................................7
1.3 Психологические механизмы
художественного творчества.......................9
2. Принципы интерпретации творчества............................................................13
3. Самореализация личности.
Потребность личности в самореализации........16
Заключение……………….………………………………………………………19
Список литературы................................................................................................21
Введение.
Леонардо да Винчи,
А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне,
С. Прокофьев, П. Ришар, Б. Гейтс, М. Тайсон,
А. Свиридова, безвестный пекарь из соседней
булочной и великое множество известных
и неизвестных имён, представителей различных
профессий может продолжить этот список
– список людей проявивших творческий
подход в каком либо виде деятельности
и реализовавшие свои способности на каком
либо поприще.
Как правило, родные
и близкие, склонившиеся над колыбелью
младенца, улавливая его первые движения
и реакцию на окружающий мир, пророчат
новорождённому великое будущее. Фантазия
родителей в данной сфере не имеет границ.
Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы
по поводу того, кто находится перед ними.
Скорее всего - это будущий великий (великая):
учёный; полководец; композитор; эстрадный
исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель;
религиозный деятель и т.д. Но данные предположения
остаются только предположениями, не более
того, т.к. поле реализации личности безгранично
и предполагает две крайности достигнутого
человеком уровня самореализации – это
гениальность и бездарность, посредственная
и непосредственная личность.
Вопрос о присутствии у человека
воображения, творческого начала и потребности
в самореализации являлся и является актуальным
с древних времен и до нашего времени.
Способность творить - что это, данность
или результат огромных усилий личности
на стезе развития и самосовершенствования?
Однозначного ответа на этот вопрос не
существует и вряд ли кто-либо когда нибудь
сможет на него исчерпывающе ответить.
Как объекты исследований, воображение
и творчество представляют интерес для
таких наук как – философия, психология,
социология и др.
В настоящей работе рассматриваются
принципы интерпретации воображения и
творчества – философский, психологический,
социологический, культурологический
аспекты анализа основ творчества.
Воображение и творчество являются
производной реализации индивидом уникальных
потенций в определённой области. Нами
также уделяется внимание такому явлению
как самореализация личности. Здесь, реализация
способностей в самодеятельности человека
рассматривается как потребность в самореализации,
которую личность никогда не может полностью
удовлетворить.
Также, большой интерес вызывают
взгляды и индивидуальные точки зрения
на процесс творчества известных личностей,
отраженные в настоящей работе. Знакомство
с ними является полезным и обязательным,
т.к. в соответствии с тематикой данной
работы мы не можем обойти своим вниманием
мнения по данному вопросу великих мастеров
искусства и деятелей культуры, представителей
золотого творческого фонда нашего общества.
Естественное желание и потребность
человека внести свой вклад во благо общества,
а также потребность в самореализации,
предоставляет личности возможность прожить
прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность
жить в веках в своих творениях и наследии
оставленном потомкам.
1. Психология творчества
1.1. Определение воображения
Воображение –
форма психического отражения, состоящего
в создании образов на основе ранее сформированных
представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое
воображение.
Для исследования познавательной
роли воображения необходимо выяснить
его особенности. Сложность выявления
специфики воображения обусловлена тем,
что оно тесно переплетается со всеми
видами познания. Это обстоятельство является
причиной возникновения тенденции к отрицанию
существования воображения как особой
формы отражения. Чтобы решить эту проблему,
необходимо выявить действительную природу
воображения.
Обратимся к определениям, которые
имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает,
что “воображение не повторяет в тех же
сочетаниях и в тех же формах отдельных
впечатлений, которые накоплены прежде,
а строит какие-то новые ряды из прежде
накопленных впечатлений. Иначе говоря,
привнесение нового в само течение наших
впечатлений и изменение этих впечатлений
так, что в результате этой деятельности
возникает новый, раньше не существовавший
образ, составляет, как известно, самую
основу той деятельности, которую мы называем
воображением”.
“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн,
- связано с нашей способностью и необходимостью
творить новое”. “Воображение - это отлет
от прошлого опыта, преобразование его.
Воображение - это преобразование данного,
осуществляемое в образной форме”.
“Основной признак процесса
воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той
или иной конкретной практической деятельности
заключается в преобразовании и переработке
данных восприятия и другого материала
прошлого опыта, в результате чего получается
новое представление”.
Подобное можно прочитать и
в “Философской энциклопедии”, где воображение
определяется как психическая деятельность,
заключающаяся в создании представлений
и мысленных ситуаций, никогда в целом
непосредственно не воспринимавшихся
человеком в действительности.
Как видно, существенным признаком
воображения считается способность субъекта
создавать новые образы. Но этого недостаточно,
потому что нельзя тогда провести различия
между воображением и мышлением. Логическая
деятельность, мышление человека - специфическая
форма создания познавательных образов
посредством логического вывода, обобщения,
абстракции, анализа, синтеза не может
быть просто отождествлена с воображением.
Создание новых знаний и понятий в сфере
логического мышления может происходить
и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают,
что воображение есть процесс создания
новых образов, протекающий в наглядном
плане. Эта тенденция относит воображение
к формам чувственного отражения. Другая
тенденция считает, что воображение создает
не только новые чувственные образы, но
и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как
процесса, противоположного мышлению,
а мышления, протекающего по законам логики,
как нетворческого - неправомерно. Одна
из черт, характерных для воображения,
состоит в том, что оно связано не только
с мышлением, но и чувственными данными.
Воображения нет без мышления, но оно не
сводится и к логике, так как в нем (в воображении)
всегда предполагается преобразование
чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание
тот факт, что воображение есть и создание
новых образов, и преобразование прошлого
опыта, и то, что такое преобразование
совершается при органическом единстве
чувственного и рационального.
1.2. Предрасположенность
к творчеству
Творчество – деятельность человека или
коллектива людей по созданию новых оригинальных
общественно значимых ценностей.
Творческое воображение – вид воображения, направленное
на создание новых общественно значимых
образов, составляющих основу творчества.
Рассматривая процесс художественного
творчества, психология не может обойти
своим вниманием психологические его
аспекты.
В своё время о загадочности
процесса творчества говорил Кант: “…Ньютон
все свои шаги, которые он должен был сделать
от первых начал геометрии до своих великих
и глубоких открытий, мог представить
совершенно наглядными не только себе
самому, но и каждому другому и предназначить
их для преемства; но никакой Гомер или
Виланд не может показать, как появляются
и соединяются в его голове полные фантазии
и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому
что сам не знает этого и, следовательно,
не может научить этому никого другого”.
А. С. Пушкин писал: “Всякий
талант неизъясним. Каким образом ваятель
в куске каррарского мрамора видит сокрытого
Юпитера и выводит его на свет, резцом
и молотом раздробляя его оболочку? Почему
мысль из головы поэта выходит уже вооруженная
четырьмя рифмами, размеренная стройными
однообразными стопами? – Так никто, кроме
самого импровизатора, не может понять
эту быстроту впечатлений, эту тесную
связь между собственным вдохновением
и чуждой внешнею волею…”
Некоторые теоретики полагают,
что художественная гениальность есть
форма умственной патологии. Так, Ч. Ламброзо
писал: “Какой бы жестокой и мучительной
не выглядела теория, отождествляющая
гениальность с неврозом, она не лишена
серьёзных оснований…” Эту же мысль высказывает
и А. Шопенгауэр: “Как известно, гениальность
редко встречается в союзе с преобладающей
разумностью; напротив, гениальные индивидуумы
часто подвержены сильным аффектам и неразумным
страстям”. Однако, по справедливому суждению
Н. В. Гоголя “искусство есть водворенье
в душу стройности и порядка, а не смущенья
и расстройства”.
Существует иерархия ценностных
рангов, характеризующая степень предрасположенности
человека к художественному творчеству:
способность – одарённость – талантливость
– гениальность.
По мнению И. В. Гёте, гениальность художника
определяется силой восприятия мира и
воздействием на человечество. Американский
психолог Д. Гилфорд отмечает проявление
в процессе творчества шести способностей художника:
беглости мышления, аналогий и противопоставлений,
экспрессивности, умения переключаться
с одного класса объектов на другой, адаптационной
гибкости или оригинальности, умения придавать
художественной форме необходимые очертания.
Художественная одарённость предполагает
остроту внимания к жизни, умение выбирать
объекты внимания, закреплять в памяти
эти впечатления, извлекать их из памяти
и включать в богатую систему ассоциаций
и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том или ином
виде искусства, в тот или иной период
жизни занимаются многие с большим или
меньшим успехом. Человек художественно
одарённый создаёт произведения, обладающие
устойчивой значимостью для данного общества
на значительный период его развития.
Талант порождает художественные ценности,
имеющие непреходящее национальное, а
порой и общечеловеческое значение. Гениальный
же мастер создаёт высшие общечеловеческие
ценности, имеющие значимость на все времена.
1.3 Психологические механизмы художественного
творчества
Художественное творчество
начинается с обострённого внимания к
явлениям мира и предполагает “редкие
впечатления”, умение их удержать в памяти
и осмыслить.
Важным психологическим
фактором художественного творчества
является память. У художника
она не зеркальна, избирательна и носит
творческий характер.
Творческий процесс немыслим
без воображения,
которое позволяет комбинационно-творчески
воспроизводить цепь представлений и
впечатлений, хранящихся в памяти.
Воображение имеет много разновидностей:
· фантасмагорическое – у Э.
Гофмана,
· философско-лирическое –
у Ф. И. Тютчева,
· полное таинственности –
у И. Бергмана,
· реально-строгое – у Ф. Феллини
и т.д.
В художественном творчестве
участвуют сознание и подсознание, разум
и интуиция. При этом подсознательные
процессы играют здесь особую роль.
Американский психолог Ф. Беррон
обследовал с помощью тестов группу из
пятидесяти шести писателей – своих соотечественников
и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность
и интуиция высоко развиты и преобладают
над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50
оказались “интуитивными личностями”
(89%), тогда как в контрольной группе, где
были представлены люди, профессионально
далекие от художественного творчества,
личностей, обладающих развитой интуицией,
оказалось в три с лишним раза меньше (25%).
Высокая роль подсознательного в художественном
творчестве приводила уже древнегреческих
философов (в особенности Платона) к трактовке
этого феномена как экстатического, боговдохновенного,
вакхического состояния.
Идеалистические концепции
в эстетике абсолютизировали роль бессознательного
в творческом процессе. Так, Ф. Шеллинг
писал: “…художник непроизвольно и даже
вопреки своему внутреннему желанию вовлекается
в процесс творчества… Подобно тому как
обреченный человек совершает не то, что
он хочет или что намеревается сделать,
но выполняет здесь неисповедимо предписанное
судьбой, во власти коей он находится,
таким же представляется и положение художника…
на него действует сила, которая проводит
грань между ним и другими людьми, побуждая
его к изображению и высказыванию вещей,
не открытых до конца его взору и обладающих
неисповедимой глубиной”.