Воображение как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 01:34, лекция

Описание работы

1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
2. Физиологические основы процессов воображения.
3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.[1]

Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых

В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правильные, адекватные представления об окружающем утверждаются в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму воображения. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети (четырехлетняя девочка поет: "Дам кусок молока и кувшин пирога"). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки элементов, из которых складывается привычный образ, под влиянием потребности в эмоциональном комическом эффекте. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности, которое представляют собой перевертыши, существует как эталон правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы и с их помощью еще прочнее утверждающееся. Неправильная фантастическая координация вещей ("Красная Шапочка скушала волка") способствует осознанию закономерных связей между предметами и становится надежным подспорьем в познавательной деятельности ребенка. Воображение дает ребенку возможность осваивать окружающий мир в игре, взрослый преобразует его в активном творчестве.

В творческую деятельность взрослого человека включена фантазия. Однако далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называют мечтой.

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она является элементом научного предвидения, значение которого особенно велико в нашей стране, где исключительно важную роль играют государственные планы развития народного хозяйства.

В настоящее время одна из наиболее перспективных областей современной психологии - это психология научного творчества. Многие исследования, осуществленные специалистами в этой области, посвящены выяснению роли воображения в процессах научного и технического творчества. [5]

Заключение.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Воображение бывает произвольным (активным) и непроизвольным (пассивным). По типу задач, которые ставятся перед произвольным воображением различают воссоздающее, творческое воображение и мечты человека. Иногда воображение может выступать и как замена деятельности, тогда различают такие виды как грезы и галлюцинации.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

 

Список литературы:

 

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб.пос.- СПб., Питер, 2001.
  2. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/voobrazhenie.html 
  3. http://seminargroup.ru/blog/110/vidy-voobrazheniya-i-prichiny-ih-vozniknoveniya.html
  4. Аверченко Л.К. Психология и педагогика. Учебное пособие Москва—Новосибирск ИНФРА-М—НГАЭиУ 2000
  5. http://biofile.ru/psy/1614.html

 


Информация о работе Воображение как познавательный психический процесс