Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:53, реферат
Целью данной работы является изучение психологической литературы по теме «воображение», задачей - показать, что воображение действительно играет огромную роль в жизни человека. Объект исследования - воображение как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.
Итак,
можно согласиться с Н.Н.
5.Фантазия и реальность.
Прежде всего отметим, что образы фантазии
никогда не бывают совершенно
оторванными от реальности, не имеющими
с ней ничего общего. Замечено,
что если любой продукт фантазии
разложить на составляющие его
элементы, то среди них трудно будет
отыскать нечто такое, чего в действительности
бы не существовало. Даже тогда, когда
подобного рода анализу мы
подвергаем произведения
художников-абстракционистов, в составляющих
их элементах мы видим по
крайней мере всем нам знакомые
геометрические фигуры. Эффект нереальности,
фантастичности, новизны продуктов творческого
и иного воображения
достигается большей частью
за счет непривычного сочетания
известных элементов, включая изменение
их пропорций. Существуют индивидуальные,
типологические особенности воображения,
связанные со спецификой памяти,
восприятия и мышления человека.
У одних людей может преобладать конкретное,
образное восприятие мира, которое внутренне
выступает в богатстве и разнообразии
их фантазии. Про таких индивидов говорят,
что они обладают художественным
типом мышления. По предположению,
он физиологически связан с доминированием
правого полушария мозга. У других отмечается
большая склонность к оперированию
абстрактными символами,
понятиями (люди с доминирующим
левым полушарием мозга). Воображение
человека выступает как отражение
свойств его личности, его психологического
состояния в данный момент времени.
Известно, что продукт творчества,
его содержание и форма хорошо отражают
личность творца. Данный факт нашел
широкое применение в психологии, особенно
в создании психодиагностических личностных
методик.
6. Изучение воображения в зарубежной психологии.
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью (Р.Ассаджиоли, 1965). Её роль в творческом процессе приравнивалвсь к роли знания и суждения (С.Ариети, 1976; С.Парнс, 1977).
В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:
Развитие
воображения совершенно необходимо
для формирования нормальной психики.
Одноко вопрос о сроках и условиях
проявления зачатков воображения остаётся
спорным. За точку отсчёта обычно
берётся возраст 3 года. Югославский
психолог И.Д.Ивич, исследуя развитие символической
функции (одним из проявлений которой
служит воображение), относит её зарождение
ко второму году жизни. (Цит. по 16, 43). Таким
образом мы считаем необходимым уделить
вопросу о детском воображении особое
внимание, рассмотрев его в следующей
главе.
Глава IV.
Роль воображения в детском возрасте.
1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка.
По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговор заходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений и символов.
Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание развивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым даёт им образное наличное бытие». (Цит. по 7, 85).
Зачем
у дошкольников развивать воображение?
Оно и так намного ярче и
оригинальнее воображения взрослого.
Так думают многие. Это не совсем
так. Исследования психологов показывают,
что воображение ребёнка
Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольный возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».
Воображение
может творчески
Были созданы некоторые тесты для изучения творческого мышления ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом и получившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческого мышления Торренса»). Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых может быть использован как самостоятельная методика.
При обработке результатов этого теста пункты 1-4 оцениваются по беглости, гибкости и оригинальности, а пункт 5 – по беглости и адекватности. Гибкость определяется по количеству категорий классификации ответов. Оригинальность – по суммарному количеству баллов (по пятибалльной системе), выставляемых за каждый ответ. Оценка причин и следствий производится на основе соответствия ответа логическому строю поведения персонажей, изображённых на картинке.
Эллиот У.Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества:
Как
говорил Фрейд, любой ребёнок, играя,
ведёт себя подобно искусному
писателю, создавая собственный мир,
вернее, реорганизуя объекты своего
мира и упорядочивая их таким образом,
какой наилучшим образом их устраивает.
2.Условия развития воображения.
а)основные этапы развития воображения.
Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:
Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображени без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а нереальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В.Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика. (Цит. по 30, 205).
При правильном педагогическом руководстве аффективные и познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности.
О.М.Дьяченко в статье «Пути активизации воображения дошкольников» выделила в процессе функционирования воображения дошкольника 2 основных этапа:
Процесс
порождения идеи как симультанный процесс
преобразования информации связан прежде
всего с переструктурированием
образов. План может быть представлен
как цепочка образов, моделирующая
основное содержание. (Цит. по 33, 224).
Информация о работе Воображение. Роль воображения в жизни человека