Воображение, виды воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 02:06, контрольная работа

Описание работы

Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика воображения и его функции
2. Воображение как деятельность синтеза
3. Виды воображения
Заключение

Файлы: 1 файл

Воображение Виды воображения.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Различают также воображение воссоздающее и творческое.

В первом случае - это воссоздание  заданных образов. Оно имеет место  в тех случаях, когда человек  по одному описанию должен представить  себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Базой для  воссоздающего воображения являются знания. Например, человек никогда  не видел моря, но, прочтя описание его  в книге, он может себе представить  море в более или менее ярких  и полных образах. Воссоздающее воображение  создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В  нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить  тем целям познания, которые перед  ним стоят -- расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодаря  воссоздающему воображению человек  может только по одному описанию представить  себе и далекие страны, в которых  он никогда не был, и давно прошедшие  исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.

Второе выражается в самостоятельной  разработке новейших образов. Творческое воображение - это самостоятельное  создание новых образов в процессе творческой деятельности, будь то искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому  воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Открытия, изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческая деятельность, которая является общественной необходимостью. Творческое воображение значительно  сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себе чертеж машины и  совсем другое - сделать ее. [5]

Выделяют и такие формы  воображения, такие как грезы, дремотные состояния, сновидения, галлюцинации, мечты.

Сновидения можно отнести  к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно, что в  сновидениях человека находят выражение  и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие никакой связи  с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или  иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные  состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это нормальное состояние  психики, и представляет из себя фантазию, связанную с желанием.

Особое место в воображения  занимает мечта, которая выступает  как реальная или абстрактная  возможность желаемого будущего. Мечта от грезы отличается тем, что  она более реалистична и в  большей степени связана с  действительностью.

Установлено, что люди так  много мечтают потому, что их разум  не может быть безработным, он продолжает функционировать и тогда, когда  в мозг человека не поступает никакая  информация, когда он не решает никаких  проблем. Именно в это время и  начинает работать воображение. Кроме  того, выявлено, что по своему желанию  человек не в состоянии остановить воображение или прекратить поток  мыслей.[7]

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших  сторон нашей жизни. Значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения  не был бы возможен прогресс ни в  науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может  усваиваться полностью без деятельности воображения.

Воображение - основа творческого  процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям, умениям и  навыкам, хотя проявляются и развиваются  на их основе. Творческая способность - это качество личности, существующее только относительно определенной деятельности. Существует несколько форм связи  воображения с действительностью:

1) Воображение всегда  создаётся из пережитых человеком  событий, то есть из прежнего  опыта. Следовательно, творческая  деятельность воображения зависит  от прежнего опыта человека, и  чем разнообразней опыт, тем богаче  воображение. 

2) Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели  и мотивы, которые преследует  деятельность воображения.

3) Воображение имеет эмоциональную  связь. 

Проследив связь воображения  с действительностью, можно перечислить  условия необходимые для начала творческого процесса:

- Наличие достаточной  предварительной информации. Необходимо  понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями,  знать основные характеристики  интересующего вас объекта или  явления. 

- Наличие эмоциональной  заинтересованности в решении  задачи.

- Наличие сильного и  управляемого воображения. Считается,  что именно благодаря игре  воображения, фантазии человек  оказывается в состоянии расчленить  и по-новому соединить приобретённые  и известные ранее данные.

У разных людей воображение  появляется по преимуществу в различных  областях - у одного в одной, у  другого в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развития воображения, играет направленность личности - интересы, создающие связанные  с ними специальные очаги эмоциональной  восприимчивости. В связи с общим  направлением деятельности человека и  воображение его может быть наиболее деятельным - у одних в области  практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого - в области художественного, у третьего - в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой - то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по - своему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. П.А. Рудик «Психология» Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 1976г.

2. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии, 2001.

3. Койн, К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай // Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.

4. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - М.: МГУ, 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000.

6. "Основы психофизиологии" учебник под редакцией Александрова Ю.И. Москва 1998г.

7. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979

 

 


Информация о работе Воображение, виды воображения