Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 02:06, контрольная работа
Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни.
Введение
1. Общая характеристика воображения и его функции
2. Воображение как деятельность синтеза
3. Виды воображения
Заключение
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Различают также воображение воссоздающее и творческое.
В первом случае - это воссоздание
заданных образов. Оно имеет место
в тех случаях, когда человек
по одному описанию должен представить
себе предмет, который никогда им
раньше не воспринимался. Базой для
воссоздающего воображения
Второе выражается в самостоятельной
разработке новейших образов. Творческое
воображение - это самостоятельное
создание новых образов в процессе
творческой деятельности, будь то искусство,
наука или техническая
Открытия, изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческая деятельность, которая является общественной необходимостью. Творческое воображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себе чертеж машины и совсем другое - сделать ее. [5]
Выделяют и такие формы воображения, такие как грезы, дремотные состояния, сновидения, галлюцинации, мечты.
Сновидения можно отнести
к разряду пассивных и
Особое место в воображения
занимает мечта, которая выступает
как реальная или абстрактная
возможность желаемого
Установлено, что люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным, он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает никакая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Кроме того, выявлено, что по своему желанию человек не в состоянии остановить воображение или прекратить поток мыслей.[7]
Заключение
Подводя итог вышеизложенному,
отметим, что воображение - одна из важнейших
сторон нашей жизни. Значение воображения
в жизни и деятельности человека
очень велико. Без воображения
не был бы возможен прогресс ни в
науке, ни в искусстве, ни в технике.
Ни один школьный предмет не может
усваиваться полностью без
Воображение - основа творческого
процесса. Творческие способности не
сводятся к знаниям, умениям и
навыкам, хотя проявляются и развиваются
на их основе. Творческая способность
- это качество личности, существующее
только относительно определенной деятельности.
Существует несколько форм связи
воображения с
1) Воображение всегда
создаётся из пережитых
2) Воображение имеет
3) Воображение имеет
Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые для начала творческого процесса:
- Наличие достаточной
предварительной информации. Необходимо
понять сущность стоящей
- Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.
- Наличие сильного и
управляемого воображения.
У разных людей воображение
появляется по преимуществу в различных
областях - у одного в одной, у
другого в другой. Существенную роль
в определении направления, по которому
идет развития воображения, играет направленность
личности - интересы, создающие связанные
с ними специальные очаги
Список литературы:
1. П.А. Рудик «Психология» Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 1976г.
2. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии, 2001.
3. Койн, К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай // Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.
4. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - М.: МГУ, 1999.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000.
6. "Основы психофизиологии" учебник под редакцией Александрова Ю.И. Москва 1998г.
7. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979