Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:59, контрольная работа
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тверской государственный технический университет»
(ГОУВПО « ТГТУ» )
Кафедра «Психологии»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ »
Воображение – это процесс, творческого
преобразования представлений, отражающих
реальную действительность, и создание
на этой основе новых представлений, отсутствующих
ранее.
Помимо данного, существуют и другие определения
воображения. Например, его можно обозначить,
как способность представлять отсутствующий
(в данный момент или вообще в реальности)
объект, удерживать его в сознании и мысленно
манипулировать им. Иногда в качестве
синонима использует термин «фантазия»,
который обозначает как процесс создания
чего-то нового, так и конечный продукт
этого процесса. Поэтому в психологии
принят термин «воображение», обозначающий
только процессуальную сторону данного
явления.
Воображение отличается от восприятия
двумя особенностями:
- источником возникающих образов служит
не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности,
так как всегда содержит элемент фантазии.
Функции воображения:
1 Представление действительности в образах,
что дает возможность пользоваться ими,
выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий
(создание образа цели и нахождение способов
ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных
процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний
(в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом
программировании и др.).
5 Основа для творчества – как художественного
(литература, живопись, скульптура), так
и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию
объекта ( когда человек старается представить
себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют,
а заменяют деятельность (приятные грезы,
подменяющие скучную реальность).
Виды воображения:
В зависимости от принципа, положенного
в основу классификации, можно выделять
разные виды воображения (Рис. 10.1):
Характеристика отдельных видов воображения
Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком
по собственному желанию новых образов
или представлений, сопровождающееся
определенными усилиями (поэт ищет новый
художественный образ для описания природы,
изобретатель ставит цель создать новое
техническое устройство и пр.).
Пассивное воображение (непреднамеренное)
Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально
новых представлений, не имеющих непосредственного
образца, когда действительность творчески
преобразуется по-новому, а не просто механически
копируется или воссоздается.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа
предметов или явлений по их описанию,
когда действительность воспроизводится
по памяти в том виде, какова она есть.
Характеристика отдельных
видов воображений:
Сновидения можно отнести к разряду пассивных
и непроизвольных форм воображения. По
степени преобразования действительности
они могут быть или репродуктивными или
продуктивными. Иван Михайлович Сеченов
называл сновидения «небывалой комбинацией
бывалых впечатлений», а современная наука
полагает, они отражают процесс перевода
информации из оперативной в долговременную
память. Другая точка зрения заключается
в том, что в сновидениях человека находят
выражение и удовлетворение многие жизненно
важные потребности, которые в силу ряда
причин не могут получить реализации в
реальной жизни.
Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что
она более реалистична и в большей степени
осуществима. Мечта относятся к типу активных
форм воображения. По степени преобразования
действительности мечты чаще всего бывают
продуктивными. Особенности мечты:
- Мечтая, человек всегда создает образ
желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность
человека и не дает сразу же практических
результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время
как некоторые другие формы воображения
работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих
мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью,
ярким характером, и в то же время – отсутствием
понимания конкретных путей к осуществлению
мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно
большую часть времени, особенно в юности.
Для большинства людей мечты являются
приятными думами о будущем. У некоторых
встречаются и тревожные видения, порождающие
чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Механизмы переработки представлений
в воображаемые образы. Создание образов воображения
осуществляется с помощью нескольких
способов:
Агглютинация - «складывание», «склеивание»
различных, несоединимых в повседневной
жизни частей. Примером может служить
классический персонаж сказок - кентавр,
Змей-Горыныч и пр.
Гиперболизация - существенное увеличение или
уменьшение предмета или отдельных его
частей, которое приводит к качественно
новым свойствам. Примером могут служить
следующие сказочные и литературные персонажи:
гигантский гомеровский циклоп, Гулливер,
Мальчик–с-Пальчик.
Акцентирование - выделение характерной детали
в создаваемом образе (дружеский шарж,
карикатура).
память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Основные виды
памяти. Классификация отдельных видов
памяти: по характеру психической активности,
но характеру целей деятельности, по продолжительности
закрепления и сохранения материала.
Двигательная память.
Эмоциональная намять.
Образная память.
Словесно-логическая память.
Произвольная и непроизвольная память.
Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Основные формы забывания. «Уровни памяти». Закон забывания Эббин-гауза. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Ошибочное узнавание как форма забывания. Исследования явления ретроактивного торможения в работах А. А. Смирнова. Понятие о ретроградной амнезии.
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Различия в продуктивности заучивания. Исследования феноменальной памяти, проведенные А. Р. Лурией. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Основные периоды развития памяти. Первичные проявления памяти у младенца. Понятие о «скрытом периоде». Особенности развития памяти в школьные годы. Основные нарушения памяти. Амнезия. Прогрессирующая амнезия. Закон Рибо.
СВОЙСТВА
Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, интересности и др.), характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навыков и умений деятельности и др.) и особенностей личности запоминающего (мотивов, установок, характера и др.). Экспериментально установлено, что лучше запоминаются края ряда, нежели середина ("Закон края"). В исследованиях Б.В. Зейгарник показано, что лучше запоминаются незавершенные действия (см. Эффект Зейгарник).
Сохранение- процесс удержания и переработки информации, консервация.
Не все, что прошло этап запоминания, хранится. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна организация материала, укладка (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи и пр.). Полезно использовать различные таблицы и схемы. В процессе укладки целесообразно припоминание. Лучше уложишь - больше сохранишь. Сохраняется гораздо больше, чем осознается. Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Объем сохраняемой информации велик (10 бит информации, для сравнения - таблица умножения составляет 1,5 бита). Объем человеческой памяти выше объема памяти современных ЭВМ на несколько порядков, но воспроизвести его можно только в специальных условиях. Обычно человек использует лишь 10% этого объема.
Забывание- процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее запечатленной информации. Этот процесс выполняет защитную функцию, дает памяти отдых. Забывание происходит по "закону гиперболы" (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше забывается.
Воспроизведение- процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восстановление первоначальной информации, основанное только на частичном припоминании основного материала, путем реконструкции прошлого опыта. Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не найдется нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения информации из долговременной памяти необходимо найти "ключ" к кодированию (песня, запись, место и т.д.). Извлечение информации может быть на разных уровнях:
-узнавание (при повторном восприятии). Знакомые объекты узнаются быстрее;
- воспоминание (при отсутствии объекта);
- припоминание (активная
форма воспроизведения,
Воспроизведение имеет ряд особенностей: осуществляется на основе той информационной структуры, в которой запоминалось. Поэтому преподаватель сразу определяет, по какому учебнику студент готовился к экзаменам; воспроизводится меньше, чем сохраняется (наводящий вопрос преподавателя может помочь студенту вспомнить нужную информацию; воспроизведение субъективно. Поэтому студенту кажется, что он материал правильно запомнил, а на самом деле он ошибается; воспроизведение улучшается на 2-3-й день (см. Реминисценция); воспроизведение может быть очень точным
Внимание
Внимание — процесс упорядочивания поступающей
извне информации в аспекте приоритетности
стоящих перед субъектом задач.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание, наибо
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным.
Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным.
Выделяют также свойства, или параметры
внимания:
1) концентрация внимания выражается в
степени сосредоточенности на объекте;
2) устойчивость характеризуется длительностью
сосредоточенности, умением не отвлекаться
в течение определенного периода времени;
3) объем внимания характеризуется количеством
одновременно воспринимаемых объектов;
4) распределение - способность одновременного
выполнения нескольких действий;
5) переключение - способность менять направленность
внимания, переходить от одного вида работы
к другому.