Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:37, контрольная работа
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.
Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, что характерно только для человека. Что же касается загадочности воображения, то она состоит в том, что до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе
Понятие о воображении и его виды………………………………..3
Роль воображения в жизни человека. Его основные функции…...6
Связь творческого процесса и воображения………………………8
Воображение и познавательные процессы………………….....…10
Воображение и органические процессы……………………...…..12
Список литературы……………………………………………...…14
Наконец, воображение формируется в практической деятельности — особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, изменяя мир. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и их развития формируются и развиваются все новые, более высокие и совершенные формы изображения.
4. Воображение и познавательные процессы.
Воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (ощущение и восприятие, внимание, память, мышление, речь). Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной, новаторством и осмысленностью результатов этой переработки.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с познавательными процессами, волей и чувствами. Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Зато выделяются определенные закономерности в формировании воображения. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны слушать простые сказки, но с удовольствием слушают рассказы о своих переживаниях, так как отчетливо представляют то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает видоизменять в воображении воспринимаемые ранее предметы (стул превращается в пещеру и др.). Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Важный этап в развитии воображения связан с речью. Речь позволяет перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преображающее. Воображение соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Память помогает сохранить и воспроизвести образы и предметы, а воображение их преобразовывает. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Для понимания учебного материала ребенок активно использует свое воображение, что вызывает развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения, а также стимулирует творческую деятельность. Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы взрослых.
5. Воображение и органические процессы.
В психологии отмечаются такие факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например, появляются признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных и эмоциональных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные.
Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что груз на самом деле начнет совершать вращательные движения.
Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используются людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), а также пользуются так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.
Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).
Список литературы:
1. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.
2. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688с.
3. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. - М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. - 720с.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1999.