Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 06:50, контрольная работа
Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые образы действий и предметов.
Каждый образ, созданный в воображении является и воспроизведением, и преобразованием действительности, при этом основная функция воображения – преобразование опыта человека. Воображение – это создание того, что в опыте человека не существовало, что не воспринималось в прошлом и раньше не встречалось. Но при этом, все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.
Понятие о воображении
Виды воображения.
Психологические механизмы воображения
Развитие воображения.
Тема: Воображение.
План:
Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые образы действий и предметов.
Каждый образ, созданный в воображении
является и воспроизведением, и преобразованием
действительности, при этом основная
функция воображения –
Все представления воображения стоятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятием ( слепой от рождения не может создать цветовой образ, а глухой – звуков).
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных сочетаниях и связях. Воображение тесно связано со всеми сторонами психики: с восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформированных в коре больших полушарий. С воображением связана и аналитико-синтетическая деятельность мозга, в результате анализа человек выделяет отдельные части и признаки предметов или явления, в результате синтеза – объединяет в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации.
Классификация видов воображения подразделяется по степени активности создания новых образов и осознанности этих образов.
1 группа – непроизвольное (пассивное) воображение – возникает под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей
1) сновидения - продукт здоровой
психики, связаны с
Характерными особенностями
- чувственная достоверность,
- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний,
- явная связь с насущными потребностями человека
2) галлюцинации – продукт
нездоровой психики, связаны с
различными психическими
3) грезы – это пассивное,
но преднамеренное воображение,
2. группа – произвольное(
1) воссоздающее (репродуктивное)
воображение – построение
2) творческое воображение
– самостоятельное создание
3) мечта – направлена на желаемое будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности, позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Выступает толчком к деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимы для человека черты и свойства личности.
4) фантазия (мечтательность)
– вид творческого воображения,
Творческое воображение –
3. Психологические механизмы воображения
Техники воображения:
1. Комбинирование – сочетание
отдельных элементов различных
образов предметов в новых,
более или менее необычных
комбинациях. Это творческий
Частный случай комбинирования – агглютинация – способ созданий нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов и их свойств (пример – дракон, сфинкс, кентавр, ковер-самолет, троллейбус, танк – амфибия).
2.Акцентирование –
Проявляется в виде:
1)утрирование – намеренное
2) преувеличение – приуменьшение (гипербола – литота)
3) типизация – обобщение и
эмоциональная насыщенность
Индивидуальные особенности воображения определяются:
4. Развитие воображения
Развитие воображения зависит от развития личности в целом. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. Основное условие развития воображения – включение его в самую разнообразную деятельность. Большое значение имеют различные кружки, в которых дети смогут увидеть результаты своего труда. Задача взрослых – тактично, осторожно направлять буйную фантазию детей, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.
. Любое обучение связано с
необходимостью что-то
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
-построение образа конечного результата его деятельности;
-создание программы поведения в ситуации неопределенности;
-создание образов, заменяющих деятельность;
-создание образов описываемых объектов.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функций воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и саморазвиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи “открытого типа”, т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.