Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 06:50, контрольная работа

Описание работы

Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые образы действий и предметов.
Каждый образ, созданный в воображении является и воспроизведением, и преобразованием действительности, при этом основная функция воображения – преобразование опыта человека. Воображение – это создание того, что в опыте человека не существовало, что не воспринималось в прошлом и раньше не встречалось. Но при этом, все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.

Содержание работы

Понятие о воображении
Виды воображения.
Психологические механизмы воображения
Развитие воображения.

Файлы: 1 файл

Тема воображение .doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Воображение.

План:

  1. Понятие о воображении
  2. Виды воображения.
  3. Психологические механизмы воображения
  4. Развитие воображения.

 

  1. Понятие о воображении

Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых  возникают новые образы действий и предметов.

Каждый образ, созданный в воображении  является и воспроизведением, и преобразованием  действительности, при этом основная функция воображения – преобразование опыта человека. Воображение –  это создание того, что в опыте человека не существовало, что не воспринималось в прошлом и раньше не встречалось. Но при этом, все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.

Все представления воображения  стоятся из материала, полученного  в прошлых  восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятием ( слепой от рождения не может создать цветовой образ, а глухой – звуков).

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных сочетаниях и связях. Воображение тесно связано со всеми сторонами психики: с восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Физиологическая основа воображения  – образование новых сочетаний  из временных нервных связей, уже сформированных в коре больших полушарий. С воображением связана и аналитико-синтетическая деятельность мозга, в результате анализа человек выделяет отдельные части и признаки предметов или явления, в результате синтеза – объединяет в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации.

  1. Виды воображения.

Классификация видов воображения  подразделяется по степени активности создания новых образов и осознанности этих образов.

1 группа – непроизвольное (пассивное)  воображение – возникает под  воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей

1) сновидения  - продукт здоровой  психики, связаны  с состоянием  разлитого торможения коры больших  полушарий

Характерными особенностями сновидений являются:

- чувственная достоверность,

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний,

- явная связь с насущными  потребностями человека

2) галлюцинации – продукт  нездоровой психики, связаны с  различными психическими заболеваниями,  под влиянием сильных переживаний  – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей. Могут быть слуховые, зрительные и другие галлюцинации

3) грезы – это пассивное,  но преднамеренное воображение,  это мечты, не связанные с  волей, направленной на их выполнение

2. группа – произвольное(активное) воображение – это процесс  преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности

1) воссоздающее (репродуктивное) воображение – построение образа  предмета, явления по его словесному  описанию, чертежу, схеме, картине.  Позволяет обмениваться опытом, знаниями, достижениями других людей.

2) творческое воображение  – самостоятельное создание новых  образов, которые реализуются  в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры  на готовое описание или условное  изображение.

3) мечта – направлена на желаемое будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности, позволяет намечать будущее и организовывать  свое поведение для его осуществления. Выступает толчком к деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимы для человека черты и свойства личности.

4) фантазия (мечтательность) – вид творческого воображения,  когда желаемое будущее не  всегда связано с настоящим.

Творческое воображение – самостоятельное  создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческое воображение – более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет.

 

3. Психологические механизмы воображения

Техники воображения:

1. Комбинирование – сочетание  отдельных элементов различных  образов предметов в новых,  более или менее необычных  комбинациях. Это творческий синтез, а не просто суммирование известных  элементов. (Пример, «У лукоморья..»)

Частный случай комбинирования –  агглютинация – способ созданий нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов и их свойств (пример – дракон, сфинкс, кентавр, ковер-самолет, троллейбус, танк – амфибия).

2.Акцентирование – подчеркивание  тех или иных черт (шаржи, карикатуры).

Проявляется в виде:

1)утрирование – намеренное подчеркивание  особенностей внешнего облика  человека,

2) преувеличение – приуменьшение  (гипербола – литота)

3) типизация – обобщение и  эмоциональная насыщенность образа. Используется писателями.

Индивидуальные особенности воображения определяются:

    1. степенью легкости и трудности, с какой человека вообще дается воображение,
    2. характеристика самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения,
    3. в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность)

4. Развитие воображения

Развитие  воображения зависит  от развития личности в целом. Чем  больше будет участвовать воображение  во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его  учебная деятельность. Основное условие развития воображения – включение его в самую разнообразную деятельность. Большое значение имеют различные кружки, в которых дети смогут увидеть результаты своего труда. Задача взрослых – тактично, осторожно направлять буйную фантазию детей, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.

. Любое обучение связано с  необходимостью что-то представить,  вообразить, оперировать абстрактными  образами и понятиями. Все это  невозможно сделать без воображение или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

-построение образа конечного  результата его деятельности;

-создание программы поведения  в ситуации неопределенности;

-создание образов, заменяющих  деятельность;

-создание образов описываемых  объектов.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функций воображения  с возрастом – отрицательный  момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить  процесс обучения, но и саморазвиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи “открытого типа”, т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.


Информация о работе Воображение