Воображения и виды воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
1. Определение воображения…………………………………………….4
2. Функции воображения…………………………………………………6
3. Виды воображения…………………………………………………….7
4. «Техника» воображения………………………………………………9
5. Воображение в творчестве ……………………………………………10
6. Воображение и талантливость…………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………..…………………16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных  и талантливых детей. Одаренность  — это комплекс способностей, позволяющих  иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации—все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно  связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «сензитивный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

При помощи творчества и  воображения, естественно, ребенок  формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Занимаясь творчеством (для  чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует  у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Особый интерес для  ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы  и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и  еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных  возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон ―  это создание самого ребенка, он в  принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам  того пожелает. Следует отметить, что  игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая  имела двух воображаемых товарищей  ― один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а  другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами  душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

В подростковом возрасте, когда  личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что  удовлетворяет его самые сокровенные  желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу  жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение значимо в  личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

С возрастом большинство  из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать  новую сказку для ребенка. Для  сохранения и развития воображения  существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной  педагогической литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 Значение воображения в жизни  и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение  в процессе труда, и основное его  значение состоит в том, что без  него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и  промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в  технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью  без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти  выход в проблемной ситуации, когда  мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Философы еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной  из видовых характеристик современного человека наряду с «человеком разумным».

Да и вообще, без воображения  не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать!!!

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». -  Издательство «Просвещение», Москва, 2008

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979

3. Крушинский Л.В. «Есть ли разум у животных?» .- «Юный натуралист»№11, ст.12-15, Москва,2010

4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 2005

5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 2006

6. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 1968

7. Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 2009

 


Информация о работе Воображения и виды воображения