Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:12, реферат
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
ВОООБРАЖЕНИЕ
Введение
Воображение – особый процесс человеческой
психики, стоящий отдельно от остальных
психических процессов и занимающий вместе
с тем промежуточное положение между восприятием,
памятью и мышлением. Специфика этого
процесса состоит в том, что воображение
как идеальный процесс рождает идеальное
– образ, представляющий собой нечто такое,
чего в реальной действительности не существует.
Воображение, по – видимому, характерно
только для человека, во всяком случае,
нет убедительных доказательств его наличия
у животных. Воображение связанно с активностью
организма, с происходящими в нём физиологическими
процессами и с этой точки зрения мало,
чем отличается от других психических
процессов. В то же самое время воображение
является самым “психическим” из всех
психических процессов человека. Это,
означает, что ни в чём другом, кроме воображения,
столь ярко не проявляется чисто идеальный,
загадочный характер человеческой психики.
Можно предположить, что именно воображение,
желание его понять и объяснить (хотя бы
в форме сновидений или галлюцинаций)
привлекло внимание учёных к душевным
явлениям в древности, поддерживало и
продолжает поддерживать интерес к психологии
человека в наши дни. Что же касается тайн
данного феномена, то они, в частности,
состоят в том, что воображение человека
может возникать неожиданно, спонтанно,
рождать в виде образов нечто такое, аналогов
чему в мире не существует. Теперь можно
дать и формальное определение воображению.
Под ним мы будем понимать психический
процесс, порождающий образы в условиях,
когда ничто соответствующее им не воздействует
на органы чувств.
Можно выделить несколько видов воображения,
среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь
делится на произвольное (мечтательность, грезы)
и непроизвольное
(гипнотическое состояние, сновидовая
фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают
такие разновидности воображения, как
сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
1. Виды активного
воображения
Активное
воображение включает в себя артистическое,
творческое, критическое, воссоздающее
и антиципирующее... Близко к этим видам
воображения находится эмпатия - способность понимать другого
человека, проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сорадоваться, сопереживать.
Активное
воображение всегда направлено на
решение творческой или личностной задачи.
Человек оперирует фрагментами, единицами
конкретной информации в определенной
области, их перемещением в различных
комбинациях относительно друг друга.
В активном воображении мало мечтательности
и "беспочвенной" фантазии. Активное
воображение направлено в будущее и оперирует
временем как вполне определенной категорией
(т.е. человек не теряет чувства реальности,
не ставит себя вне временных связей и
обстоятельств). Активное воображение
направлено больше вовне, человек занят
в основном средой, обществом, деятельностью
и меньше внутренними субъективными проблемами.
Активное воображение, наконец, и пробуждается
задачей и ею направляется, оно определяется
волевыми усилиями и поддается волевому
контролю.
Пользуясь этим видом воображения, человек
сознательно ставит перед собой задачу
придумать что – либо и далее выполняет
её. Правда, человек, включаясь в процесс
активного воображения, заранее не имеет
точного представления о том, что он в
конечном счёте вообразит или придумает:
образ его фантазии рождается в ходе и
в результате соответствующего процесса,
и в деталях не известен его творцу до
тех пор, пока этот образ им самим не будет
сотворён. Более того, творящий его человек
не знает заранее о том, где и на чём остановится
его творческий процесс. Так работают,
например, писатели, художники, инженеры,
учёные, представители других творческих
профессий. Активным этот вид воображения
называется потому, что в любой момент
времени, создавая соответствующий образ,
человек может внести нечто новое, остановиться,
то есть он в состоянии управлять данным
процессом или прекратить его по своей
воле
1.1. Воссоздающее
воображение
Воссоздающее
воображение - один из видов активного
воображения, при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей
в соответствии с воспринятой извне стимуляцией
в виде словесных сообщений, схем, условных
изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения
широко используется в различных видах
человеческой практики. Обычный строй
применения воссоздающего воображения
таков: кто-то рассказывает, как найти
нужный дом в незнакомом районе города
и подробно описывает сложный путь следования.
При восприятии слов возникают образы,
их системы, соответствующие описанию
улицы, знаки, ориентиры. С большей или
меньшей точностью представляется внешний
вид описываемых мест.
Степень соответствия возникших образов
действительности будет зависеть от точности
и образности описания, а также от яркости
и богатства воссоздающего воображения
слушателя.
Более сложные виды воссоздающего воображения,
такие как воображение чертежей, географических
карт, нотных записей, восприятие литературных
произведений, требуют специальной подготовки,
знаний и навыков.
Советским психологом О.И. Никифоровой
отмечено, что воссоздающее воображение
у различных людей развито не в одинаковой
степени (различие в обучении, жизненном
опыте, индивидуальных особенностях).
Ею выделено четыре типа литературного воссоздающего воображения.
1. Наиболее слабое воображение. При чтении
описания пейзажа у таких испытуемых совсем
не пробуждалась деятельность воображения,
у них не возникли наглядные представления
о пейзаже, они могли пересказать содержание
прочитанного только в общей форме.
2. У испытуемых могут возникать представления,
но они в той или иной мере не соответствуют
тексту. Сложный процесс воссоздания художественного
образа подменяется процессом конкретизации
их личного, индивидуального воспоминания,
более или менее сходного с образом описания.
3. В этих случаях отмечалось прежде всего
стремление точнее представить себе образ
пейзажа по его описанию. Лицам данного
типа приходилось детально анализировать
текст. При чтении у них возникали несоответствующие
тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых
второй группы они всегда проверяли эти
воспоминания на основе анализа текста
и старались путем сознательной переделки
воссоздать образы такими, какими их изобразил
писатель. Основное качество испытуемых
этого типа то, что они четко определяли
различия между образом литературного
описания пейзажа и своими воспоминаниями.
Испытуемые могли воссоздать в воображении
образ пейзажа по его описанию даже в случае,
если они ранее никогда не видели в жизни
такого или сходного пейзажа.
4. Полное приспособление воображения
к своеобразию художественных описаний
и полное подчинение образных процессов
глубокому и точному анализу текста. У
таких читателей, - как пишет О.И. Никифорова:
"сразу вместе, по ходу чтения, возникают
представления, соответствующие образу
пейзажа, созданному писателем. Никаких
заметных операций воображения, никаких
переделок представления у них не наблюдалось".
Образы возникли сами собой по мере чтения
текста. Эти испытуемые просто "видели"
образы. Особенности данного типа в том,
что образы возникали сразу без опосредованного
воспоминания прошлых впечатлений.
Но образное воссоздание зависит не только
от способностей к воссоздающему воображению,
от уровня знаний, но и от стилистических
особенностей описания.
Как показали исследования, человеку легче
воссоздать образ при синтетическом описании,
и сам образ будет более правильным.
1.2. Антиципирующее
воображение
Антиципирующее
воображение лежит в основе очень
важной и необходимой способности человека
- предвосхищать будущие события, предвидеть
результаты своих действий и т.д. Этимологически
слово "предвидеть" тесно связано
и происходит из одного корня со словом
"видеть", что показывает важное значение
осознания ситуации и перенесения определенных
элементов ее в будущее на основе знания
или предугадывания логики развития событий.
Антиципирующее воображение внутренне
связано со структурой любой человеческой
деятельности. Более примитивные и простые
формы этого вида воображения есть у животных.
Корни антиципирующего воображения уходят
в сферу жизненно важных приспособительных
механизмов мозга, в основе которых лежит
принцип опережающего отражения действительности,
то есть приспособление к будущим, еще
не наступившим событиям. Не будь этих
механизмов, ни одно живое существо не
могло бы просуществовать и минуты. Это
- универсальное явление жизни, которое
во многом определило все формы приспособительного
поведения живой материи. Высшим проявлением
этого принципа и является деятельность
антиципирующего воображения в его конкретных
человеческих формах: мечты, предвосхищение
событии, предвидение последствий своих
действий и т.д.
Как и остальные виды воображения, антиципирующее
черпает "строительные" материалы
из запасов памяти, из знаний прошлого
и настоящего, из понимания логики развития
определенных событий. Благодаря антиципирующему
воображению, человек организует свою
деятельность, исходя не только из своего
личного опыта, но используя опыт других
людей и всего человечества.
В новой и неизвестной ситуации человек
не может не прибегать к методу проб и
ошибок. Антиципирующее воображение помогает
мысленно проделать ряд действий, исследовать
предполагаемые варианты поведения, возможные
последствия, на основе которых человек
может тормозить и откладывать одни и
активизировать другие действия. Человеку
не нужно прыгать с двадцатого этажа, чтобы
узнать, как опасно такое падение. Наоборот,
представление собственного падения с
высоты и связанный с ним страх (что является,
кстати, очень частым мотивом сновидений),
а также воображаемая картина возможных
последствий - повреждения, увечья, переломы,
смерть и т.д. - удерживают многих людей
от соблазна залазить на деревья и крыши,
и обусловливают, казалось бы, ничем не
обоснованный страх высоты.
Таким образом, благодаря этой способности,
человек может "мысленным взором"
увидеть, что произойдет с ним, с другими
людьми или окружающими вещами в будущем.
Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей
вперед) функцией воображения, которая
зависит от величины жизненной перспективы:
чем моложе человек, тем больше и ярче
представлена ориентация его воображения
вперед. У пожилых и старых людей воображение
больше ориентировано на события прошлого.
Эту ситуацию, возникающую в воображении,
можно обозначить как ситуацию "как
будто". Принимая определенную социальную
или личностную роль в такой ситуации,
человек проверяет достоверность своих
знаний о себе, а также о своей "экологии",
то есть о непосредственно окружающей
среде и окружающих людях. Выдвинутые
гипотезы проверяются в практической
деятельности. Некоторые из них отбрасываются
как неадекватные и несоответствующие
действительности, другие, подтвержденные
опытом, признаются как правильные, и на
примере их строятся новые.
Успех прогнозирования, соответствие
предполагаемых результатов действительным
будет зависеть от того, насколько материал
антиципирующего воображения объективен
и соответствует действительности. Степень
правдоподобия предположения будет зависеть
от того, насколько в гипотезе учитываются
известные факторы и законы природы и
человеческого общества, а также противоречит
ли данная гипотеза установленным законам.
Усиление функции активного воображения
может оказаться особенно полезным для
человека, занимающегося поисками решения
научной задачи.
1.3. Творческое
воображение
Творческое
воображение - это такой вид воображения,
в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или для общества
в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются")
в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является необходимым
компонентом и основой всех видов творческой
деятельности человека. В зависимости
от предмета, на который направлено воображение,
различают научное, художественное, технологическое
воображение. Примером творческого воображения
в науке, например, являются своеобразные
образы-понятия, в которых в наглядной
форме проступает определенное понятие.
В химии - это формула вещества, то есть
специфический образ в виде рисунка дает
полную характеристику данного вещества,
указывает порядок связи атомов в молекуле
и структуру их расположения в пространстве.
В физике - это наглядная модель строения
атома, в биологии - модель, образ молекулы
белка и т.д.
Образы творческого воображения создаются
посредством различных приемов, интеллектуальных
операций. В структуре творческого воображения
различают два типа таких интеллектуальных
операций. Первый - операции, посредством
которых формируются идеальные образы,
и второй - операции, на основе которых
перерабатывается готовая продукция.
Одним из первых психологов, изучавших
эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге
"Творческое воображение" он выделил
две основные операции: диссоциацию и
ассоциацию. Диссоциация - отрицательная
и подготовительная операция, в ходе которой
раздробляется чувственно данный опыт.
В результате такой предварительной обработки
опыта элементы его способны входить в
новое сочетание.
Диссоциация
- самопроизвольная операция, она проявляется
уже в восприятии. Ассоциация - создание целостного
образа из элементов вычлененных единиц
образов.
Наблюдались традиционно выделенные операции
творческого воображения, или так называемые
алгоритмы воображения: агглютинация,
гиперболизация, заострение, схематизация,
типизация. Важными условиями для творческого
воображения являются его целенаправленность,
то есть сознательное накопление научной
информации или художественного опыта,
построение определенной стратегии, предвидение
предполагаемых результатов; продолжительное
"погружение" в проблему.
Наибольший интерес представляет работа
Э. Блейлера "Аутистическое мышление"
(1927), в которой дается развернутый и глубокий
анализ пассивного воображения. В последующие
(30-60-е) годы появились лишь единичные исследования,
что отражает, очевидно, определенное
снижение интереса к изучению этой психической
функции. В последнее время в связи с развитием
психологии положение начинает изменяться,
но остаются актуальными неразрешенные
проблемы значения патологии воображения
в патогенезе неврозов, невротических
состояний и психозов.
2. Пассивное
воображение
Пассивное
воображение подчинено внутренним,
субъективным факторам, оно тенденциозно.
"Оно отражает осуществление желаний
и стремлений, устраняет препятствия и
превращает невозможное в возможное и
реальное. Цель достигается в связи с тем,
что для ассоциаций, соответствующих стремлению,
прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие
стремлению, тормозятся, т.е. благодаря
механизму, зависящему, как нам известно,
от влияния аффектов" (Блейлер). Важнейшую
роль в пассивном воображении Блейлер
придает именно эффективности, выступающей
как тенденция.
Пассивное воображение подчинено желаниям,
которые мыслятся в процессе фантазирования
осуществленными. В образах пассивного
воображения, "удовлетворяются" неудовлетворенные,
большей частью неосознанные потребности
личности. Образы и представления пассивного
воображения, как подчеркивает Э. Блейлер,
направлены на усиление и сохранение положительно
окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию
отрицательных эмоций и аффектов. При
этом человек может считаться с требованиями
действительности.
Логика, отражающая реальные соотношения
действительности, не может служить для
пассивного воображения руководящим началом.
В динамике образов-фантазий различные
желания и тенденции личности могут сосуществовать
независимо от того, противоречат они
друг другу или нет.
Если в процессе реалистического мышления,
полагает Блейлер, в поступках и высказываниях
большое число влечений, желаний и потребностей
игнорируется, подавляется как нежелательное
в пользу того, что является субъективно
более важным, то в образах пассивного
воображения все это может получить свое
яркое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный,
разумный и осторожный человек будет слишком
агрессивно проявлять свое несогласие
с несправедливыми и обидными действиями
начальника. Зато в мысленной оценке, которую
рисует "разогретое" желанием мести
воображение, этот же начальник может
подвергаться самой саркастической уничтожающей
критике со стороны подчиненного. Он может
быть даже физически уничтожен, растоптан,
раздавлен в образах фантазий размечтавшегося
человека, и это приносит ему большое удовлетворение
и компенсирует обиду. Подавленное желание
ответить обидчику выступает в пассивном
воображении на первый план с особой силой.
Именно неотреагированные желания, прерывание
начавшихся или еще только планируемых
действий, невозможность действовать
из-за непреодолимого препятствия, крушение
планов - все это субъективно переживаемое
как состояние фрустрации является основным
активатором пассивного воображения.
И вот фантазия создает образы, являющиеся
заместителями удовлетворения, не полученного
в реальной деятельности. В ходе процессов
пассивного воображения происходит нереальное,
мнимое удовлетворение какой-либо потребности
или желания. В этом пассивное воображение
отличается от реалистического мышления,
которое направлено на действительное,
а не мнимое удовлетворение потребностей.
Образы воображения могут быть совершенно
независимыми от действительности, что
в крайних случаях приводит к созданию
абсолютной бессмыслицы, совершенно непонятной
другим.
Пассивное воображение управляется двумя
принципами.
1) каждый аффект стремится удержаться.
Он прокладывает пути для соответствующих
ему представлений, придает им преувеличенную
логическую ценность, а также тормозит
появление противоречащих представлений,
лишает их свойственного им значения.
Таким образом, веселый человек гораздо
легче ассимилирует веселые идеи, чем
печальные, и наоборот.
2) мы стремимся получить и сохранить приятное,
а следовательно, и окрашенные удовольствием
представления; неприятного мы избегаем.
Образы активного творческого или практического
воображения могут быть переданы (кристаллизованы)
в вербальном сообщении или в творческом
произведении. В большинстве случаев продукты
пассивного воображения являются образами,
труднопередаваемыми в словесной форме,
абстрактными, символическими, случайными,
непонятными для других и поэтому несообщаемыми,
как считает Л.С. Выготский.
Пассивное воображение может пользоваться
первым попавшимся, даже ошибочным материалом,
лишенным всякой логической связи, например,
ассоциациями по созвучию, случайными
совпадениями каких угодно образов и представлений,
использованием одного понятия вместо
другого, имеющего только второстепенные
общие компоненты с первым и т.д.
В процессе пассивного воображения игнорируются
временные соотношения. В образах-фантазиях,
замечает Блейлер, живут стремления, которые
ликвидировались для сознания десятки
лет тому назад: воспоминания, ставшие
недоступными реалистическим функциям,
используются в пассивном воображении
как недавние, и зачастую им отдается предпочтение,
потому что они меньше наталкиваются на
противоречие с актуальной действительностью.
Интересно то, что более точные, полные
и профессиональные знания о предмете
мечтаний и грез значительно тормозят
процесс фантазирования, становятся препятствием.
Игнорирование "реальности" в процессе
пассивного воображения, как пишет Э. Блейлер,
заключается в том, что логические законы
оказываются действительными для материала
мыслей лишь постольку, поскольку они
могут служить главной цели, т.е. изображению
неосуществленных желаний как осуществленных.
Противоречия, касающиеся содержания
мыслей, еще более грубы и многочисленны,
нежели аффективные противоречия.
Э. Блейлер отмечает, что прирожденный
характер аутистического мышления особенно
четко обнаруживается в символике, которая
повсюду отличается сравнительным однообразием
из века в век в мифологии, в сновидениях
вплоть до душевной болезни. Действительно,
в основе огромного количества сказов,
мифов, притч лежит относительно ограниченное
число мотивов
Заключение
По мнению психологов, все великие творения
или изобретения требуют внезапного переключения,
сдвига или перемещения внимания и обращения
к вопросу или области, которая до этого
не изучалась или даже не вызывала особого
интереса у них.
"Пришло время" - это значит подошли
к своему завершению процессы, которые
рождают в воображении идеи, образы, действия.
И вот известная, казалось бы, ситуация
выглядит в совершенно ином свете, и решение
проблемы, которая представлялась логически
неприступной, становится реально возможным.
Подобные ситуации, о которых люди не подозревали
или расценивали их как недоступные или
аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению
воображения, восприятию, рождают внезапные
прозрения, неожиданную способность спонтанного
правильного решения.
Таким образом, один из компенсаторных
механизмов - активация воображения, используемая
человеком в условиях недостаточной стимуляции,
на определенном этапе может приобретать
положительное значение. Вместе с тем
приходится констатировать, что в обстановке
значительного ограничения стимуляции
происходит в основном активация не активного,
а пассивного воображения.
Таким образом, воображения играет важную
роль на ранних стадиях изучения научной проблемы
и нередко ведёт к замечательным догадкам.
Однако после того как были подмечены,
угаданы некоторые закономерности и изучены
в экспериментальных условиях, после того
как закон установлен и проверен практикой.
Связан с ранее открытыми положениями,
познание целиком переходит на уровень
теории, строго научного мышления. Попытка
фантазировать на таком этапе исследования
вопроса не может привести ни к чему, кроме
ошибок. Развитие и воспитание фантазии
– важное условие формирования личности
молодого человека.
Список
используемой литературы
1. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск,
1989, – 253.
2. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная
внутри тебя. - Новосибирск, 1979, - 241.
3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для
учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение,
1989, – 400.
4. Михайлов Н.Н. О потребности личности
в самореализации. Научный доклад высшей
школы.- М.: Философские науки,1982, - 300.
5. Немов Р.С. Психология - М.: Высшее образование.
2005, - 362.
6. Пономарев Я.А. Психология творчества.
– М.: Наука, 1990, - 260.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов
н/Д.: Издательство «Феникс», 1997, - 365.