Вопросы психологии развития в трудах С. Л. Рубинштейна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования: выявить роль выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна в исследовании проблемы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ИСТОРИИ, НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ
1.1. Философы, психологи и педагоги о понятии «развития»
1.2. Принцип сущности развития в современной науке
ГЛАВА 2. ВКЛАД С.Л. РУБИНШТЕЙНА В ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗВИТИЯ
2.1. Анализ трудов С.Л. Рубинштейна
2.2. Работа «Человек и мир»
2.3. Вклад С.Л. Рубинштейна в психологию развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

!!КУРСОВАЯ Психология.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Особенно частая апелляция Рубинштейна к сартровской концепции вызвана тем, что Сартр “выращивает” свою философскую систему на почве психологии, взяв за основу антропологических абстракций индивида, “психологического человека”, с его бессознательным, эмоциями, эстетикой — “субъекта наиболее конкретной реальности”. Однако на этой конкретной абстракции не удалось построить монистической концепции познания, не удалось дать позитивного решения жизненной драмы личности. Она оказалась непригодной в качестве универсальной теоретической модели человека, вбирающей в себя все уровни и параметры человеческой жизнедеятельности, или единой теории бытия, как ее называет сам Сартр в феноменологической онтологии . Рубинштейн доказывает принципиальную не единичность человеческого бытия, связь индивидуального “я” с другим, преломление в индивидуальном всеобщего — исторического, человеческого, общественного, связь человека с человечеством.

И вместе с тем эта раскрытая Рубинштейном связь индивидуального и общественного, личности и человечества дает ему возможность показать с потрясающей остротой проблемность судьбы и жизни личности, наличие в ней не только будущего (“проекта”, по Хайдеггеру), но проблем, противоречий, разрешая которые она только и достигает своей субъектности. Уже годы спустя после смерти Рубинштейна философский конгресс, состоявшийся в Брайтоне, констатировал “смерть субъекта” как чрезмерно абстрактной, не оправдавшей себя философской категории. Рубинштейн вернул категорию субъекта во всей полноте его философского содержания философии ХХ века, российской философской мысли, раскрыв его сущность с точки зрения практического, чувственного соотношения с бытием, он исследовал объективные особенности человека как субъекта. Это прежде всего его способность реорганизации бытия , то, что с появлением человека вся действительность выступает в новом качестве “Мира” человеческих предметов и отношений. Эта способность впоследствии конкретизируется в трех отношениях человека к миру: познавательном, действенном, созерцательном (этическом отношении к другому человеку, эстетическом — к природе).

Что же обозначает категория “мир” в концепции Рубинштейна? Кроме отмеченных выше созданных человеком предметов и их значений, отношений людей, он понимает “мир” как третью действительность, которая, однако, вопреки махизму, не субъективна, но является новым качеством природы, действительности в ее единстве с человеком, в своей преобразованности, сотворенности им. (Маркс, желая обозначить эту проблему, употребил понятие “второй природы”.) Человек как субъект объективирует в мире свою человеческую творческую сущность и вместе с тем на каждом шагу вступает в противоречие с этой — уже обособившейся от него — действительностью — и так становится субъектом жизни как процесса непрерывного изменения и сохранения, отрицания и развития, добра и зла, жизни и смерти. Включение в этот процесс человека как субъекта не отменяет его объективного характера: субъект вносит объективные изменения в процесс жизни.

Категория субъекта оказалась имманентна российскому философскому сознанию. Однако, по-видимому, концепция Рубинштейна, будучи ровесницей первой половины века, намного опередила развитие в целом догматизированной (в силу жестокой необходимости) отечественной философии, несмотря на проявление в ней — по той же причине изолированных, обособленных, и в этом смысле абстрактных — глубоких и конструктивных идей. Специализация, дифференциация, характерная для науки середины века, проявилась и в философии, области которой лишь формально объединялись тезами диалектического материализма. Сегодня, когда достигли своего высокого развития методология системного и комплексного подходов, появляется уверенность в том, что будут глубоко восприняты вбирающие в себя множественность модальностей человека и бытия интегративные идеи С. Л. Рубинштейна.

“Человек и мир” — этот труд Сергея Леонидовича стал выражением его не только философской, но жизненной, гражданской, научной, человеческой позиции — его стремления отстоять человека не только как исчезнувшую философскую категорию, но как пораженного, доведенного до предела, но не истребленного тоталитаризмом и фашизмом. Трагедия его жизни была превращена им в величайшее достижение человеческой философской мысли.

 

2.3. Вклад  С.Л. Рубинштейна в психологию развития

Идея развития как становления совпадает с категорией субъекта, его саморазвития в результате активного изменения мира. Реализуя принцип развития в психологии познания и деятельности человека, Рубинштейн рассматривает стадиальность развития через понятия познания и поведения, вполне отвечающие общему генетическому подходу.

Формы поведения и познания, складывающиеся последовательно на разных стадиях как фиксированные и типичные для них, имеют разное внутреннее строение и определяют совокупность возможностей во взаимоотношении субъекта с миром. Именно несовпадение внутреннего строения этих форм с процессом реального взаимодействия с миром ведет к активизации функциональных возможностей субъекта, к поиску новых способов их соотношения (но не так, что внутреннее строение определяет функциональные возможности каждой из форм в отдельности). Рубинштейн раскрывает внутреннее строение и психики, и сознания, и личности, и ее деятельности, которым свойственны определенность, качественное отличие, устойчивость и одновременно способность к расширению способа функционирования и на этой основе к их перестройке. Единство форм или строений основано именно на их различии, а не тождестве, в чем и скрыт постоянный источник, бесконечная возможность их развития.

Такие стабильные формы, как характер и способности, Рубинштейн исследует на уровне личности. И характер, и способности, и воля рассматриваются не только в своих статических формах, но и в динамике, которая является конкретным выражением процессуальности развития. И для этих форм единство устойчивого и динамического раскрывается в генезисе. Устойчивость, определенность форм не есть их фиксированность. Устойчивость и стабильность проявляются в функционировании, которое содержит бесконечные возможности к изменчивости. Характер проявляется в деятельности, в поведении, но в нем же и формируется. Динамика формирования связана с возможностью возникновения в каждой новой ситуации нового способа поведения, который из отдельного поступка может затем превратиться в черту характера.

Таким образом, принцип развития во всей многогранности его понимания пронизывает весь труд Рубинштейна.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии.

Развитие определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером. В другом словаре развитие трактуется как последовательные (прогрессирующие или регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию. Развитие трактуется как качественные, в основном, необратимые, направленные изменения системы. Обобщая психологическое понимание развития, можно сказать, что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихся необратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением качественно новых образований.

Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки.

Вот что писал С.Л. Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания".

В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.

Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде "Принципы развития в психологии" (1978). В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются "исключительно высокой динамичностью".

Проблемы, затрагиваемые в творческом наследии С.Л. Рубинштейна, его оригинальные мысли, научные трактовки идей, его аналитические способности, его умение находить и систематизировать нужное и важное было очень востребовано в процессе становления психологической науки в советское время, и в настоящем его труды изучаются ведущими психологами, цитируются, берутся за основу различных научных концепция.

Этот человек прожил непростую полную событий творческую жизнь и сделал огромный неоценимый вклад в развитие отечественной психологической науки в частности и мировой психологии вообще.


Список литературы

 

1.      Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989.

2.      Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А.В. Послесловие. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. М., 1989. С. 250–283.

3.      Арсеньев А.С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии, 1998. № 11. С. 43 – 68.

4.      Воловикова М.И. Моральное развитие и отношение: взрослые – дети // Применение концеции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 131 –141.

5.      Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

6.      Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.; Проспект., 1997

7.      Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. №9, 1988. 

8.      Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978

9.      Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.; Наука, 1987); Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.; 1983.

10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.; Тривола, 1995

11. Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Том 15, №1, 1994.

12. Петровский А.В., М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии. - М.; Инфра-М, 1998.

13. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.; 1983.

14. Психология. Словарь  / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.; Политиздат, 1990

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

17. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. №4. С. 89–95.

18. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.

19. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.; Знание, 1989.

20. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.; Изд-во политической литературы, 1987.

21. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Вопросы психологии развития в трудах С. Л. Рубинштейна