Вопросы возрастной психологии в периодизации Эльконина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:51, реферат

Описание работы

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА I Теоретические вопросы периодизации психического развития развития.
1.1 Проблема периодизации психического развития………………………..
1.1 Понятие возрастной психологии………………………………………….
ГЛАВА II Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
2.1 Младенчество. Раннее детство……………………………………………
2.2 Дошкольный возраст………………………………………………………
2.3 Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………………………
2.4 Подростковый возраст……………………………………………………
2.5 Юношеский возраст…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список

Файлы: 1 файл

вопросы возрастной психологии в переодизации эльконина.docx

— 20.78 Кб (Скачать файл)

СОЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА I Теоретические вопросы периодизации психического развития развития.

1.1 Проблема периодизации психического  развития………………………..

1.1 Понятие возрастной психологии………………………………………….

ГЛАВА II  Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

2.1 Младенчество. Раннее детство…………………………………………

2.2 Дошкольный возраст………………………………………………………

2.3 Психологические вопросы формирования  учебной деятельности в младшем  школьном возрасте…………………………………………………

2.4 Подростковый возраст……………………………………………………

2.5 Юношеский возраст…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное актуальное теоретическое значение, поскольку через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений в нашей стране.

В нашей работе  нами поставлены задачи:

-теоретически обосновать и проанализировать проблему периодизации психического развития;

-теоретически рассмотреть и обосновать периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина

В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации наиболее распространенными являлись идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, которые послужили опорой для Д. Б. Эльконина.

Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка"

 

 

ГЛАВА I Теоретические вопросы периодизации психического развития развития.

    1. Проблема периодизации психического развития

Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка"[2].

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

  • - исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
  • - подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;
  • - представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
  • - выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
  • - выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз. Возрастная психология. [15]

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

  • При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.
  • В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Так, для младенцев, согласно исследованиям М.И. Лисиной, такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и сенсомоторные действия. Яркой иллюстрацией такого общения служит "комплекс оживления" как сложное комплексное действие, решающее коммуникативную задачу и осуществляемое особыми средствами. Этими же исследованиями доказано, что дефицит эмоционального общения оказывает серьезное негативное влияние на психическое развитие в этот период [9]
  • В раннем детстве установлен переход ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.
  • В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм Фетишизм (фр. fetiche -- идол, талисман) [Binet A., 1887]. Сексуальная перверсия, вид нарушения психосексуальных ориентации по объекту. Половое возбуждение и наслаждение достигаются в связи с восприятием вещей, принадлежащих особам другого пола, особенно предметов интимной одежды и туалета. Эти вещи рассматриваются, ощупываются, прикладываются к собственному телу и, таким образом, вызываются яркие эротические представления. Встречаются почти исключительно у мужчин, проявляется впервые часто в возрасте полового созревания." - ребёнок занят предметом и действием с ним. На основе активного овладения предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".
  • Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме - ролевая игра. Благодаря особым игровым приемам, к числу которых относятся: принятие на себя роли взрослого, обобщенный характер воспроизведения предметных действий, использование предметов-заменителей, ребенок моделирует в игре отношения людей и их жизнь. То есть игра "включает" его в жизнь. Ролевая игра есть деятельность, дающая ребенку-дошкольнику ориентацию в самых фундаментальных вопросах человеческой жизни. По сути игра - это школа социализации.
  • Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.
  • Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.
  • Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.
  • Однако в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.
  • В этой деятельности воспроизводятся те отношения, которые характеризуют взрослых людей. Причем происходит углубленная ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь".[4]
  • Определяя значимость для каждого возрастного периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет за собой психическое развитие.
  • Поэтому целесообразно говорить о ней как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей. [1]

 


Информация о работе Вопросы возрастной психологии в периодизации Эльконина