Воспитание и развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:12, реферат

Описание работы

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Противоречия в развитии ребенка дошкольного возраста: 1) противоречие между новыми потребностями, запросами ребенка и уровнем развития ее возможностей; 2) противоречия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, и теми, которые принимаются самим ребенком; 3) противоречия между новыми задачами и привычными способами мышления и поведения, сложившиеся ранее. Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека;

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Противоречия в развитии ребенка дошкольного возраста: 
1) противоречие между новыми потребностями, запросами ребенка и уровнем развития ее возможностей; 
2) противоречия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, и теми, которые принимаются самим ребенком; 
3) противоречия между новыми задачами и привычными способами мышления и поведения, сложившиеся ранее. 
Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

  • уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
  • зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Развитие - постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.

 Закономерности процесса развития:

1) поступательный характер, (пройдены ступени будто повторяют известные черты, свойства низших, но на более высокой базе);

2) бесповоротность (не копирование, а движение на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития);

3) единство противоположностей - внутренняя движущая сила процесса развития. 
 
Основные направления развития человека:

 • анатомо-физиологические (увеличение и развитие костной и мышечной систем); 
• психическое (формирование сознания, самосознания, ведущих черт личности, когнитивных, чувственных и волевых процессов и т.д.); 
• социальный (обретение социального опыта, в том числе духовного, овладения социальными функциями и т.п.). 
 
Формирование - процесс становления личности человека в результате влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. 
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и психология поведения, присущих в настоящее время конкретному обществу, а обществу, группе, и воспроизводства ею социальных связей и социального опыта

Основные принципы социализации

Принцип системности - Предусматривает воздействие на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга.

Принцип деятельности - Обусловливает активное взаимодействие личности с другими людьми, в которую индивид вступает в ходе деятельности и общения.

 Принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды - Значит взаимообусловленность процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременно воспроизводство этих отношений в системе семейных, товарищеских, учебных и др. связей. 
 
Принцип личной активности и избирательности - Рассматривает человека не как пассивное звено в процессе социализации, а как личность, способную активно действовать и самостоятельно вы-бираты социальные условия собственного развития и формировать собственное «Я», исходя из собственного видения идеалов и убеждений.

Отличные (от воспитания) особенности процесса социализации: 
1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не предусмотренным, влиянием среды; 
2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро-и макросреды; 
3) рост самостоятельности личности по выбору социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Основные стадии социализации.

Первичная стадия социализации, или стадия адаптации.

2. Стадия индивидуализации.

3. Стадия интеграции. 

4. Трудовая стадия.

Функции воспитания в формировании личности: 
• организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность; 
• ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника; 
• профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности; 
• превентивная (предупредительная) - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития. 
 
Человек - живое существо, которое обладает мышлением и речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе деятельности; представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. 
Индивид - человек как целостный неповторимый представитель рода с психофизиологическими свойствами, выступающие как предпосылки развития личности и индивидуальности. 
Личность - это человек как субъект отношений и психология отношений, сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых качеств, отношений, мотивов, характеризующая человека как члена общества. 
 
Индивидуальность - общее и особенное, что отличает одного человека от другого, делает ее неповторимой; своеобразие психики и личности индивида. 
 
Фактор (лат. factor - такой, что делает, производит) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в любом процессе, явлении. 
 
Наследственность - воспроизведение у потомков биологической сходства с родителями (анатомо-физиологической структуры человеческого организма: цвета кожи, глаз, волос, особенностей нервной системы; типов обмена веществ и т.п.). 
 
Среда окружающая - природные, социально-экономические, духовные и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Рассматривается в двух аспектах: 
1) макросреда, т.е. материальное благосостояние, социальный строй, культурный уровень общества, в котором живет человек; 
2) микросреда - окружение, непосредственно влияет на ребенка: семья, учебное заведение, люди, с которыми она общается. 
Деятельность - форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразную изменении и преобразования окружающего мира. 
 
Ведущая деятельность - такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии; деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, готовят ребенка к переходу на новые, более высокие ступени развития (А. Н. Леонтьев). 
 
Основные признаки ведущей деятельности: 
• это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности; 
• это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы; 
• это деятельность, от которой напрямую зависят основные психологические изменения в личности ребенка, наблюдаемые на данный момент ее развития. 
 
Социальная ситуация развития - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; особое отношение ребенка, развивающегося в социальной действительности. 
 
Общение - форма активности личности, которая порождается потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией; проявляется в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. 
 
Самовоспитание - осознанная, целенаправленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и устранение негативных личностных качеств.

 

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

 

 

 

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:  
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:  
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:  
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:  
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.

Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:

  • связь педагогики с другими науками;
  • исследование педагогических процессов и явлений;
  • инновационное обогащение педагогических методов.

Цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие способности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.


Информация о работе Воспитание и развитие дошкольника