Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:12, реферат
РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Противоречия в развитии ребенка дошкольного возраста: 1) противоречие между новыми потребностями, запросами ребенка и уровнем развития ее возможностей; 2) противоречия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, и теми, которые принимаются самим ребенком; 3) противоречия между новыми задачами и привычными способами мышления и поведения, сложившиеся ранее. Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека;
РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Противоречия в развитии ребенка дошкольного
возраста:
1) противоречие между новыми потребностями,
запросами ребенка и уровнем развития
ее возможностей;
2) противоречия между требованиями, предъявляемыми
общественной средой, и теми, которые принимаются
самим ребенком;
3) противоречия между новыми задачами
и привычными способами мышления и поведения,
сложившиеся ранее.
Развитие – это объективный процесс
и результат внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения
физических и духовных сил человека (физическое
развитие, психическое, социальное, духовное);
Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.
Развитие - постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.
Закономерности процесса развития:
1) поступательный характер, (пройдены ступени будто повторяют известные черты, свойства низших, но на более высокой базе);
2) бесповоротность (не копирование, а движение на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития);
3) единство противоположностей
- внутренняя движущая сила процесса развития.
Основные направления развития человека:
• анатомо-физиологические
(увеличение и развитие костной и мышечной
систем);
• психическое (формирование сознания,
самосознания, ведущих черт личности,
когнитивных, чувственных и волевых процессов
и т.д.);
• социальный (обретение социального
опыта, в том числе духовного, овладения
социальными функциями и т.п.).
Формирование - процесс становления
личности человека в результате влияния
наследственности, среды, целенаправленного
воспитания и собственной активности
личности.
Социализация
- усвоение человеком ценностей, норм,
установок, образцов поведения и психология
поведения, присущих в настоящее
время конкретному обществу, а обществу,
группе, и воспроизводства ею социальных
связей и социального опыта
Основные принципы социализации
Принцип системности - Предусматривает воздействие на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга.
Принцип деятельности - Обусловливает активное взаимодействие личности с другими людьми, в которую индивид вступает в ходе деятельности и общения.
Принцип двустороннего взаимодействия
личности и социальной среды - Значит
взаимообусловленность процесса вхождения
личности в систему общественных отношений
и одновременно воспроизводство этих
отношений в системе семейных, товарищеских,
учебных и др. связей.
Принцип
личной активности и избирательности
- Рассматривает человека не как пассивное
звено в процессе социализации, а как личность,
способную активно действовать и самостоятельно
вы-бираты социальные условия собственного
развития и формировать собственное «Я»,
исходя из собственного видения идеалов
и убеждений.
Отличные (от воспитания) особенности
процесса социализации:
1) относительная стихийность этого процесса,
которая характеризуется не предусмотренным,
влиянием среды;
2) механическое усвоение социальных норм
и ценностей, которое происходит в результате
деятельности и общения личности, взаимодействия
ее с микро-и макросреды;
3) рост самостоятельности личности по
выбору социальных ценностей и ориентиров,
среды общения, которому отдается предпочтение.
Воспитание - процесс целенаправленного
формирования личности в условиях специально
организованной воспитательной системы.
Основные стадии социализации.
Первичная стадия социализации, или стадия адаптации.
2. Стадия индивидуализации.
3. Стадия интеграции.
4. Трудовая стадия.
Функции воспитания в формировании личности:
• организационная - организация деятельности,
в которой развивается и формируется личность;
• ценностно-ориентационная - определение
жизненных ценностей, установок, содержания
для развития и саморазвития личности
воспитанника;
• профилактическая - профилактика
негативных влияний на развитие и формирование
личности;
• превентивная (предупредительная)
- изолирование личности от неблагоприятных
условий ее развития.
Человек - живое существо, которое
обладает мышлением и речью, способностью
создавать орудия и пользоваться ими в
процессе деятельности; представляет
собой единство физического и духовного,
природного и социального, наследственного
и приобретенного.
Индивид - человек как целостный неповторимый
представитель рода с психофизиологическими
свойствами, выступающие как предпосылки
развития личности и индивидуальности.
Личность - это человек как субъект
отношений и психология отношений, сознательной
деятельности, способный к самопознанию
и саморазвитию; устойчивая система социально
значимых качеств, отношений, мотивов,
характеризующая человека как члена общества.
Индивидуальность - общее и особенное,
что отличает одного человека от другого,
делает ее неповторимой; своеобразие психики
и личности индивида.
Фактор (лат. factor - такой, что делает,
производит) - движущая сила, причина, существенное
обстоятельство в любом процессе, явлении.
Наследственность - воспроизведение
у потомков биологической сходства с родителями
(анатомо-физиологической структуры человеческого
организма: цвета кожи, глаз, волос, особенностей
нервной системы; типов обмена веществ
и т.п.).
Среда окружающая - природные, социально-экономические,
духовные и материально-бытовые условия
жизнедеятельности человеческого сообщества
и каждого человека. Рассматривается в
двух аспектах:
1) макросреда, т.е. материальное благосостояние,
социальный строй, культурный уровень
общества, в котором живет человек;
2) микросреда - окружение, непосредственно
влияет на ребенка: семья, учебное заведение,
люди, с которыми она общается.
Деятельность - форма бытия и способ
существования человека, его активность,
направленная на целесообразную изменении
и преобразования окружающего мира.
Ведущая деятельность - такая деятельность,
развитие которой обуславливает главнейшие
изменения в психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии; деятельность, внутри которой
развиваются психические процессы, готовят
ребенка к переходу на новые, более высокие
ступени развития (А. Н. Леонтьев).
Основные признаки ведущей деятельности:
• это такая деятельность, в форме которой
возникают и внутри которой дифференцируются
другие, новые виды деятельности;
• это деятельность, в которой формируются
и перестраиваются частные психические
процессы;
• это деятельность, от которой напрямую
зависят основные психологические изменения
в личности ребенка, наблюдаемые на данный
момент ее развития.
Социальная ситуация развития - особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий; особое отношение ребенка,
развивающегося в социальной действительности.
Общение - форма активности личности,
которая порождается потребностями в
совместной жизнедеятельности и обмене
информацией; проявляется в установлении
и развитии контактов между людьми, в формировании
межличностных отношений.
Самовоспитание - осознанная, целенаправленная
деятельность человека, направленная
на саморазвитие, самообразование, совершенствование
положительных и устранение негативных
личностных качеств.
Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно-исторического
опыта новому поколению с целью подготовки
к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека
со стороны общественных институтов с
целью формирования у него определенных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных
ценностей, политической ориентации, подготовки
к жизни (семейное, религиозное, школьное
воспитание).
В широком педагогическом
значении:
– специально организованное, целенаправленное
и управляемое воздействие коллектива,
воспитателей на воспитуемого с целью
формирования у него заданных качеств,
осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс (физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом
значении:
– это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных
воспитательных задач (воспитание определенных
черт характера, познавательной, творческой
активности и т.д.).
Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.
Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.
Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:
Цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие способности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.