Воспитание эстетического отношения детей к окружающему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.

Содержание работы

Задачи эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания.
Методы эстетического воспитания.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 22.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Елецкий государственный  университет им. И.А. Бунина

Факультет педагогики и психологии (дошкольной)

 

 

 

 

Реферат по теме

«Воспитание эстетического  отношения детей к окружающему»

 

                                                                                                     

                                                                               

 

                                                                                

 

 

                                                                                                  Выполнела

                                                                                                  Студентка гр.Д51

                                                                                                   Маркитантова Н. В. 

                                                                                   

 

 

Елец 2011

 

Содержание:

  1. Задачи эстетического воспитания.
  2. Содержание эстетического воспитания.
  3. Методы эстетического воспитания.
  4. Список используемой литературы.

 

Задачи эстетического  воспитания дошкольников.

    Педагогика определяет  эстетической воспитание как  развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное  в жизни и в искусстве, как  воспитание стремления самому  участвовать в преобразовании  окружающего мира по законам  красоты, как приобщение к художественной  деятельности и развитие   творческих  способностей.

    Особая роль  в эстетическом воспитании отводится  искусству. Волнуя и радуя,  оно раскрывает перед детьми  социальный смысл жизненных явлений,  заставляет их пристальнее всматриваться  в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

    Эстетическое  воспитание не является изолированной  областью педагогики, а взаимодействуют  со всеми ее сторонами.

   Полноценное умственное  и физическое развитие, моральная  чистота и активное отношение  к жизни и искусству характеризуют  целостную, гармонически развитую  личность, нравственное совершенствование  которой во многом зависит  от эстетического воспитания.

      Совместные  исследования педагогов и психологов  показали, что в последние годы  значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно – волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

    Задачи эстетического  воспитания непосредственно связаны  с формированием морального облика  ребенка – дошкольника. Научить  малыша различать добро и зло  в человеческих отношениях, воспринимать  красоту форм, линий, звуков, красок  – это значит сделать его  лучше, чище, содержательнее.

    Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

     Художественные  впечатления раннего детства  сильны и остаются в памяти  надолго, иногда на всю жизнь.  Для успешного художественного  развития ребенка педагогу необходимо  правильно использовать в соответствии  с возрастом различные формы  и виды детских занятий и  развлечений.

     Эстетическое  воспитание тесно связано с  современностью, во многом определяется  ею. Эстетическое освоение действительности  предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

В современных условиях в  детском саду выдвигаются следующие  задачи эстетического воспитания:

  1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
  2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
  3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства явления жизни.
  4. Развивать художественно – творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

 

 

 

 

 

Содержание эстетического  воспитания.

    Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:

- воспитание эстетического  отношения к окружающей действительности  через ознакомление с общественными  и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;

-Эстетическое воспитание  средствами искусства (художественное  воспитание).

    Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка.

Одна из важнейших задач  воспитания в детском саду – подготовка ребенка к школе. Поэтому содержание работы в подготовительной школе  группе строится таким образом, чтобы  в ней учитывались требования современной школы и перспективы  ее развития.

  Для того чтобы  правильно организовать работу  по эстетическому воспитанию, целесообразно  наметить ее примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам  воспитания, для детей каждой  возрастной группы. Это позволит  избежать случайностей, стихийности,  односторонности в отборе средств  и методов эстетического воспитания, поможет педагогам – практикантам  планировать работу, располагать  материал   в определенной последовательности, видеть ее конечные цели.

  Программа эстетического воспитания предполагает формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Важно определить последовательность этого развития.

   Органическое сочетание  эстетического и этического наиболее наглядного проявляется в отношении к труду, к общественной жизни.

   В дошкольном детстве  эстетическое отношение к окружающему  проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметной. Начиная  с доступных и простых, требования постепенно усложняются. Так, в младшей группе, играя со строительным материалом, расставляют кубики ровно, один к другому. Более старшие расставляют кубики симметрично по форме и цвету, укладывая их аккуратно и красиво. Некоторые отклоняются от симметрии, проявляя инициативу и выдумку в сочетании линий и красок. Таким образом, в результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета.

    Для того чтобы  научится понимать прекрасное  в искусстве и жизни, необходимо  пройти длинный путь накопления  элементарных эстетических впечатлений,  зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие  эмоциональных и познавательных  процессов.

 

Методы эстетического  воспитания.

   В основе методики  эстетического воспитания лежит  совместная деятельность педагога  и ребенка по развитию у  него творческих способностей  к восприятию художественных  ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения социальной, природной, предметной среде.

   Эстетическое восприятие  жизненных явлений всегда индивидуально  и избирательно. В основе его  лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

     Методы эстетического  воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий:  объема и качества художественной  информации ,форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Меняются методы и в зависимости от организации деятельности. Существо методов эстетического воспитания зависит так же от возраста детей.

    Педагогическая  наука и практика определяет  ряд наиболее эффективных методов,  способствующих формированию у  детей эстетических чувств, отношений,  суждений, оценок, практических действий:

-метод убеждения, направленный  на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений  вкуса;

-метод приучения, упражнения  в практических действиях, предназначенных  для преобразования окружающей  среды и выработки навыков  культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и  практическим действиям;

- метод побуждения к  сопереживанию, эмоционально –  положительной отзывчивости на  прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

    Особенность метода  убеждения применительно к эстетическому  воспитанию состоит в том, что  использовать его можно только  тогда, когда воспринимаемое явление  – прекрасно. Эмоциональный отклик  возникает у ребенка при непосредственном  соприкосновении с произведениями  искусству. При участии его  в общественных праздниках и  т. д. Этот метод можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим мысль и чувства ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной выразительной. Привлекая внимание ребенка проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

     Сущность метода  приучения, упражнения заключается  том, чтобы ребенок научился  вслушиваться, вглядываться, оценивать  прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.

   Метод приучения.  Упражнения требует многократного  повторения. Он применяется в  различных условиях. Изменение ситуаций  помогает ребенку пользоваться  усвоенными навыками, стремится  к дальнейшему совершенствованию.  Многократные упражнения в изменяющихся  условиях позволяют успешнее  добиться необходимых результатов. Приучая, например. Детей к штриховке рисунка, воспитатель в одном случае предлагает не выходить за границы контура рисунка, в другом – штриховать так, чтобы получилась «пушистая травка», «острые стебельки». Другой пример. Развивая правильную певческую дикцию у ребенка, педагог предлагает по – разному прочитать текст: сначала вполголоса, затем ритмично выговаривая слова под фортепианное сопровождение или выделяя отдельные «трудные слова» и т. д.

   Обучение и учение - двухсторонний процесс, включающий в себя:

- методы обучения, предпринимаемые  воспитателем;

- способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения.

 Использование методов  и приемов в обучении зависит  от того, какие качества, способности  взрослый хочет развивать у  ребенка. В одном случае надо  развивать инициативу и самостоятельность,  которые нужны при выполнении  любой деятельности, в другом  – специальные способности, связанные  с музыкальной, изобразительной,  словесно – художественной практикой. 

  В современной педагогической  практике широко применяются  творческие задания, являющиеся  наиболее эффективным методом  развития творческих способностей  дошкольников.

   Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, деятельности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д. Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознание учебной цели, упражнений тренировочного характера самостоятельных действий. Эта работа начинается в раннем возрасте и последовательно углубляется по возрастным ступеням.

Информация о работе Воспитание эстетического отношения детей к окружающему