Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:38, реферат
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
2. Понятие «личность»………………………………………………...4
3. Что формирует личность: наследственность или среда?................5
4. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
2. Понятие «личность»………………………………………………..
3. Что формирует личность: наследственность или среда?................5
4. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек, взрослый или новорожденный, представляет собой индивид – биологическую особь. Новорожденный ребенок является только индивидом. Вступая в общение с людьми, участвуя в коллективном труде, человек становится общественным, социальным существом, то есть личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. При этом сознание понимается не как пассивное знание об окружающем мире, а как активная психическая форма отражения реальной действительности, свойственная только личности.
Понятие «личность».
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. При рассмотрении структуры личности в нее обычно ключаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Что формирует личность: наследственность или среда?
С самого момента рождения
влияния генов и среда тесно
переплетаются, формируя личность индивида.
Родители предоставляют своему потомству
и гены, и домашнюю среду, причем
и то и другое зависит от собственных генов родителей
и среды, в которой они выросли. В результате
имеется тесная взаимосвязь между наследуемыми
характеристиками (генотипом) ребенка
и средой, в которой он воспитывается.
Например, поскольку общий интеллект частично
является наследуемым, у родителей с высоким
интеллектом вероятнее всего будет ребенок
с высоким интеллектом. Но кроме этого
родители с высоким интеллектом скорее
всего будут создавать своему ребенку
среду, стимулирующую развитие умственных
способностей – и при своем собственном
взаимодействии с ним, и посредством книг,
уроков музыки, походов в музей и другого
интеллектуального опыта. Вследствие
подобной положительной связи генотипа
и среды ребенок получает двойную дозу
интеллектуальных возможностей. Сходным
образом, ребенок, выросший у родителей
с низким интеллектом, может встретить
домашнюю среду, которая еще больше усиливает
интеллектуальную отсталость, приобретенную
наследственно.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Личность человека формируется
и развивается в результате воздействия
многочисленных факторов, объективных
и субъективных, природных и общественных,
внутренних и внешних, независимых
и зависимых от воли и сознания
людей, действующих стихийно или согласно определенным
целям. При этом сам человек не мыслится
как пассивное существо, которое фотографически
отображает внешнее воздействие. Он выступает
как субъект своего собственного формирования
и развития. Целенаправленное формирование и развитие
личности обеспечивает научно организованное
воспитание. Современные научные представления
о воспитании как процессе целенаправленного
формирования и развития личности сложились
в итоге длительного противоборства ряда
педагогических идей. Уже в период средневековья
сформировалась теория авторитарного
воспитания, которая в различных формах
продолжает существовать и в настоящее
время. Одним из ярких представителей
этой теории был немецкий педагог И. Ф.
Гербарт, который сводил воспитание к
управлению детьми. Цель этого управления
– подавление дикой резвости ребенка,
«которая кидает его из стороны в сторону»,
управление ребенком определяет его поведение
в данный момент, поддерживает внешний
порядок. Приемами управления Гербарт
считал надзор за детьми, приказания. Как
выражение протеста против авторитарного
воспитания возникает теория свободного
воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он
и его последователи призывали уважать
в ребенке растущего человека, не стеснять,
а всемерно стимулировать в ходе воспитания
естественное развитие ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность. Начальный этап развития ребенок проходит в школе и детских садах, где в него закладываются задатки личности. Сам же процесс формирования личности проходит именно в коллективе, который предоставляет нужные компоненты, необходимые для развития трудовых навыков и способностей. Затем, приобретенные навыки претворяются в жизнь уже не ребенком, а личностью. Влияние коллектива на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. И в настоящее время человечеству требуются гораздо большие способности и навыки личности, а для этого стоит подумать и решить, как можно улучшить эти качества. Наиболее лучшее решение заключается в том, чтобы обратить внимание на структуру, сплоченность, перспективы развития, трудовой настрой в коллективе. Ведь эти факторы также играют огромную роль в формировании чувств и вкусов личности, которые в свою очередь формируют навыки работы и особенности самой личности, что доказано проведенными исследованиями по оценке уровня интеллигентности человека. Следовательно, улучшив ресурсы коллектива, мы получим увеличение способностей, помогающих личности добиться более высоких целей в жизни и обществе, а, следовательно, улучшить свои гражданские, нравственные и интеллектуальные качества.
Список литературы:
1. В. И. Лебедев «Психология и управление»,
Москва ВО «Агропромиздат» 1990г. издания.
Информация о работе Воспитание как процесс формирования и развития личности