Воспитательная функция социальной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:46, реферат

Описание работы

Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания в семейно-бытовой микросреде – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.
С самого раннего возраста человек начинает приобретать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, проводимыми ими программами, со стилем жизни и системой взаимоотношений.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика понятия «социальная среда»
Социальная среда и социализация
Воспитательная функция социальной среды
Заключение

Файлы: 1 файл

ssiewfrf.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

     Введение

  1. Общая характеристика понятия «социальная среда»
  2. Социальная среда и социализация
  3. Воспитательная функция социальной среды

     Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «социальная среда» является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а также философы, социологи, представители общественных и естественных наук, например, социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальной среде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов, входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компоненты экосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере. Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты, подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий, которые будут иметь планетарный резонанс.

Усиление внимания в современных  условиях вопросам воспитания в семейно-бытовой микросреде – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

С самого раннего возраста человек  начинает приобретать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, проводимыми ими программами, со стилем жизни и системой взаимоотношений.

И если у ребенка есть возможность реализации своего потенциала в многообразии образовательных  и досуговых форм, если среда вокруг него насыщенна и безопасна, если он является со-проектировщиком среды в своем регионе - формируется один тип личности. Если он вынужден стихийным и «теневым» образом создавать социальную микросреду вокруг себя, опираясь не на лучшие образцы социального поведения, – возникает совершенно другой тип личности. Бороться с асоциальностью можно только одним путем – создавая содержательную альтернативу, возможности для полной и имеющей перспективы жизни.

 

1.  ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОНЯТИЯ  «СОЦИАЛЬНАЯ   СРЕДА»

Воспитание  и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях.  Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица».1

Итак, личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких компонентов слагается?

В Энциклопедическом  словаре мы находим следующее  определение понятия «социальная среда»: это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.)2

Методологический принцип, сформулированный К.Марксом, подчеркивает, что среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей. Человек – не пассивный объект в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития.3

Различают макросреду – общественные институты, общественное сознание, культура, и микросреду – семья, учебная или трудовая группы и т.п. (т.е. непосредственное окружение человека).

Шептулин А.П. отмечает, что микросреда есть звено общих социальных условий, преломляющее их воздействие на личность. Поэтому неправильно было бы рассматривать ее в отрыве от общих законов функционирования общества или представлять отношения в микроокружении человека моделью всех общественных отношений.4

Социальная среда личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного. Не только черты общества в целом, но и особенности групп, коллективов, к которым принадлежит человек, семья, группы общения и т. д., — все это оказывает влияние на развитие личности, формирует индивидуальное своеобразие ее духовного мира. Особенности этих групп, разный уровень их социального развития и зрелости предполагают разнообразие в обычаях, традициях, нормах, которыми регулируется поведение человека. Эта разница микроусловий преломляет усвоение личностью общественной информации. Существенным компонентом социального окружения человека является «идейная среда», «нравственно-психологическая атмосфера», которые складываются из взаимодействия разных моментов, характеризующих общественную идеологию и психологию, средства и методы воспитания, объем, содержание и методы распространения той информации, которую общество предоставляет личности, настроения, мнения, а также особенности психологии разных групп и духовный облик окружающих личностей. 
 Немаловажны здесь и условия места (территориальное окружение человека) — город, рабочий поселок, деревня, национально-этническое окружение, формы и размер дохода семьи, объем свободного времени, формы проведения досуга, обычаи и традиции ближайшего окружения. Все это формирует определенный уклад жизни, сказывается на обычных, привычных формах отношений человека с миром, его окружающим.

Изучение социальной среды, окружающей личность, должно охватывать все компоненты, которые неравноценны в общем значении, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении. Немаловажное значение имеет «вещное окружение» человека. Вещи также обладают социальным значением и играют разную роль в жизни человека. С вещами связан уклад жизни, с ними передаются из поколения в поколение разные системы действий. Вещи, окружающие человека, являются посредником в передаче определенных нравов, эстетических вкусов. Они несут в себе и разное социальное содержание.

В сфере социальных отношений и  общения личности огромную роль играют традиции и обычаи. Привычные формы отношений могут обладать разным социальным содержанием. Они могут быть сознательно организованными формами жизни и отношений людей, а могут нести и некий отрицательный опыт. Например, ребенок, воспитывающийся в семье, где бытуют пьянство и грубость, приходя в школу, приносит с собой и определенные навыки поведения, которые могут восприниматься и другими детьми. Для устранения подобных привычек недостаточно одних бесед о морали, важно так перестроить систему отношений ребенка с окружающими, чтобы он смог приобрести новые привычки, нравственно-позитивный опыт.

Социальные функции личности реализуются  внутри тех коллективов, где протекает  ее жизнедеятельность. Это, прежде всего, семья, в которой начинается вхождение человека в общественный мир, школа и другие воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и разнообразные группы общения на работе, в быту и т. д. Все эти коллективы разнообразны по своему содержанию, по значению. Личность в своем формировании осознает и соотносит общественные, коллективные интересы и требования с личными, может переживать и конфликтные ситуации, когда эти нормы, интересы и требования по тем или иным причинам расходятся. 
 По мнению Шептулина А.П., индивидуальный облик личности создается тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно и одновременно живет и действует в разнообразных связях и отношениях: их «пересечение» не только обогащает личность, но и при определенных условиях может иметь отрицательные последствия — «раздвоение личности», разрыв между знаниями, убеждением и поведением и т. п. Человек является той точкой, где скрещиваются и отбираются различные социальные влияния. Это разнообразие ставит его перед ситуацией выбора решения, требующего активной позиции. Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком.5

Из всех элементов микросреды коллектив  оказывает наибольшее влияние на формирование личности как во взрослом, так и в детском возрасте. Структура  коллективных отношений сложна, она включает деловые (функциональные), управленческие и нравственно-психологические отношения. Каждый коллектив — это такой социальный организм, в котором личности объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе психологическими связями. В коллективе есть своя психологическая структура, проявляющаяся в особенности коллективного мнения, в общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к своим членам, в целях, планах и т.д.

Межличностные связи, возникающие  в общении членов коллектива, оказывают  значительное влияние на формирование индивида. Они обладают известной  самостоятельностью по отношению к  функционально-деловой или управленческой структуре, поскольку складываются в общении разнообразных индивидуальностей. В этих отношениях существует не только деловая заинтересованность личностей, но и чувства их по отношению друг к другу, взаимные симпатии или антипатии, которые создают определенную эмоциональную атмосферу коллектива, влияющую на поведение личности. Существование этой атмосферы может сделать совместную работу или учебу приятной или тягостной для личности, сказываясь и на ее самочувствии, и на общем стиле и тоне отношений в коллективе. Эта эмоциональная атмосфера связывает личность с коллективом или отталкивает от него и делает коллективы значимыми или безразличными для личности. В первом случае они выступают как сильнодействующий инструмент воспитания; мнения и оценки коллектива оказываются чрезвычайно важными для личности.

Весьма важным является и место, которое занимает личность в коллективе, в деловых и в личных отношениях. Это место не всегда одинаково, о  чем говорят многочисленные социометрические исследования. Человек дорожит не только своей деловой репутацией, но и личной, он может испытывать страдания, идти на самопожертвование, чтобы не потерять личного достоинства. Это очень важный социально-психологический механизм, который необходимо учитывать в воспитательной работе. К сожалению, он не всегда несет в себе позитивное содержание; все зависит от социальной характеристики того коллектива, который оказывается максимально значимым в глазах личности. Если личность ориентируется на мнимый коллектив с антисоциальными ценностями, то этот механизм работает против личности, но во всех случаях необходимо учитывать его действие. Через перестройку отношений в коллективе или отношений личности с коллективом можно достигать значительного воспитательного эффекта.

Личность стремится к самоутверждению  в коллективе посредством приобретения авторитета в каком-либо виде деятельности, чаще всего в наиболее значимом для коллектива, или в нравственных отношениях. Если ей это удается, она занимает прочные позиции, и ее поведение регулируется коллективными нормами. Если же это ей не удается, то стремление приобрести авторитет любой ценой может вылиться в уродливые и смешные формы, и во всех случаях это отрицательно сказывается на позиции личности и на направлении ее развития. В социально-психологических исследованиях отмечаются разновидности мнимого авторитета, с помощью которых личность стремится поразить воображение сверстников, — нарушение дисциплины, небрежное отношение к общепринятым нормам поведения и т.п.

Среда не действует фатально, с  роковой предопределенностью, она  не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Человек активен, он сам создает среду своего существования, сам же ее изменяет, если она не отвечает его потребностям. Конечно, он делает это не в одиночку. Человек отнюдь не бессилен перед лицом обстоятельств, — это зависит не только от социальных условий, но и от его собственной позиции. Ведь если не вся среда, в которой человек живет, то микроокружение является предметом его выбора. Личность может влиять на свое непосредственное окружение, она вовсе не должна приспосабливаться к нему, во многих ситуациях нужно бороться с дурным окружением, преобразовывать характер отношений, форм общения и норм жизнедеятельности в коллективе. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять ее или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только воспитывают обстоятельства, но и в определенной мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям. Процесс самовоспитания может быть более или менее стихийным, цель педагогического управления этим процессом заключается в том, чтобы стимулировать, пробудить потребность в самовоспитании, в самоусовершенствовании личности.

Итак, социальная среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. 
Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

 

2.  СОЦИАЛЬНАЯ  СРЕДА  И  СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Как мы уже говорили выше, огромную роль в развитии личности имеет социальная среда. Школа, семья, неформальные объединения, клубы по интересам, спортивные секции, общение во дворе - все это влияет на формирование личности, на ее дальнейшую судьбу.

Информация о работе Воспитательная функция социальной среды