Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:46, реферат
Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания в семейно-бытовой микросреде – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.
С самого раннего возраста человек начинает приобретать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, проводимыми ими программами, со стилем жизни и системой взаимоотношений.
Введение
Общая характеристика понятия «социальная среда»
Социальная среда и социализация
Воспитательная функция социальной среды
Заключение
ПЛАН:
Введение
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социальная среда» является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а также философы, социологи, представители общественных и естественных наук, например, социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальной среде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов, входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компоненты экосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере. Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты, подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий, которые будут иметь планетарный резонанс.
Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания в семейно-бытовой микросреде – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.
С самого раннего возраста человек начинает приобретать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, проводимыми ими программами, со стилем жизни и системой взаимоотношений.
И если у ребенка есть возможность реализации своего потенциала в многообразии образовательных и досуговых форм, если среда вокруг него насыщенна и безопасна, если он является со-проектировщиком среды в своем регионе - формируется один тип личности. Если он вынужден стихийным и «теневым» образом создавать социальную микросреду вокруг себя, опираясь не на лучшие образцы социального поведения, – возникает совершенно другой тип личности. Бороться с асоциальностью можно только одним путем – создавая содержательную альтернативу, возможности для полной и имеющей перспективы жизни.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА»
Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица».1
Итак, личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких компонентов слагается?
В Энциклопедическом
словаре мы находим следующее
определение понятия «социальна
Методологический принцип, сформулированный К.Марксом, подчеркивает, что среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей. Человек – не пассивный объект в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития.3
Различают макросреду – общественные институты, общественное сознание, культура, и микросреду – семья, учебная или трудовая группы и т.п. (т.е. непосредственное окружение человека).
Шептулин А.П. отмечает, что микросреда есть звено общих социальных условий, преломляющее их воздействие на личность. Поэтому неправильно было бы рассматривать ее в отрыве от общих законов функционирования общества или представлять отношения в микроокружении человека моделью всех общественных отношений.4
Социальная среда личности представляет
собой сложное единство общего, особенного
и единичного. Не только черты общества
в целом, но и особенности групп, коллективов,
к которым принадлежит человек, семья,
группы общения и т. д., — все это оказывает
влияние на развитие личности, формирует
индивидуальное своеобразие ее духовного
мира. Особенности этих групп, разный уровень
их социального развития и зрелости предполагают
разнообразие в обычаях, традициях, нормах,
которыми регулируется поведение человека.
Эта разница микроусловий преломляет
усвоение личностью общественной информации.
Существенным компонентом социального
окружения человека является «идейная
среда», «нравственно-психологическая
атмосфера», которые складываются из взаимодействия
разных моментов, характеризующих общественную
идеологию и психологию, средства и методы
воспитания, объем, содержание и методы
распространения той информации, которую
общество предоставляет личности, настроения,
мнения, а также особенности психологии
разных групп и духовный облик окружающих
личностей.
Немаловажны здесь и условия места (территориальное
окружение человека) — город, рабочий
поселок, деревня, национально-этническое
окружение, формы и размер дохода семьи,
объем свободного времени, формы проведения
досуга, обычаи и традиции ближайшего
окружения. Все это формирует определенный
уклад жизни, сказывается на обычных, привычных
формах отношений человека с миром, его
окружающим.
Изучение социальной среды, окружающей личность, должно охватывать все компоненты, которые неравноценны в общем значении, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении. Немаловажное значение имеет «вещное окружение» человека. Вещи также обладают социальным значением и играют разную роль в жизни человека. С вещами связан уклад жизни, с ними передаются из поколения в поколение разные системы действий. Вещи, окружающие человека, являются посредником в передаче определенных нравов, эстетических вкусов. Они несут в себе и разное социальное содержание.
В сфере социальных отношений и общения личности огромную роль играют традиции и обычаи. Привычные формы отношений могут обладать разным социальным содержанием. Они могут быть сознательно организованными формами жизни и отношений людей, а могут нести и некий отрицательный опыт. Например, ребенок, воспитывающийся в семье, где бытуют пьянство и грубость, приходя в школу, приносит с собой и определенные навыки поведения, которые могут восприниматься и другими детьми. Для устранения подобных привычек недостаточно одних бесед о морали, важно так перестроить систему отношений ребенка с окружающими, чтобы он смог приобрести новые привычки, нравственно-позитивный опыт.
Социальные функции личности реализуются
внутри тех коллективов, где протекает
ее жизнедеятельность. Это, прежде всего,
семья, в которой начинается вхождение
человека в общественный мир, школа и другие
воспитательные учреждения, общественные
организации, трудовые коллективы и разнообразные
группы общения на работе, в быту и т. д.
Все эти коллективы разнообразны по своему
содержанию, по значению. Личность в своем
формировании осознает и соотносит общественные,
коллективные интересы и требования с
личными, может переживать и конфликтные
ситуации, когда эти нормы, интересы и
требования по тем или иным причинам расходятся.
По мнению Шептулина А.П., индивидуальный
облик личности создается тем, что человек
в процессе своего формирования и развития
последовательно и одновременно живет
и действует в разнообразных связях и
отношениях: их «пересечение» не только
обогащает личность, но и при определенных
условиях может иметь отрицательные последствия
— «раздвоение личности», разрыв между
знаниями, убеждением и поведением и т.
п. Человек является той точкой, где скрещиваются
и отбираются различные социальные влияния.
Это разнообразие ставит его перед ситуацией
выбора решения, требующего активной позиции.
Воздействие среды, поскольку оно разнообразно,
не предполагает однозначного решения;
выбор линии поведения осуществляется
самим человеком.5
Из всех элементов микросреды коллектив оказывает наибольшее влияние на формирование личности как во взрослом, так и в детском возрасте. Структура коллективных отношений сложна, она включает деловые (функциональные), управленческие и нравственно-психологические отношения. Каждый коллектив — это такой социальный организм, в котором личности объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе психологическими связями. В коллективе есть своя психологическая структура, проявляющаяся в особенности коллективного мнения, в общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к своим членам, в целях, планах и т.д.
Межличностные связи, возникающие
в общении членов коллектива, оказывают
значительное влияние на формирование
индивида. Они обладают известной
самостоятельностью по отношению к
функционально-деловой или
Весьма важным является и место, которое занимает личность в коллективе, в деловых и в личных отношениях. Это место не всегда одинаково, о чем говорят многочисленные социометрические исследования. Человек дорожит не только своей деловой репутацией, но и личной, он может испытывать страдания, идти на самопожертвование, чтобы не потерять личного достоинства. Это очень важный социально-психологический механизм, который необходимо учитывать в воспитательной работе. К сожалению, он не всегда несет в себе позитивное содержание; все зависит от социальной характеристики того коллектива, который оказывается максимально значимым в глазах личности. Если личность ориентируется на мнимый коллектив с антисоциальными ценностями, то этот механизм работает против личности, но во всех случаях необходимо учитывать его действие. Через перестройку отношений в коллективе или отношений личности с коллективом можно достигать значительного воспитательного эффекта.
Личность стремится к
Среда не действует фатально, с роковой предопределенностью, она не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Человек активен, он сам создает среду своего существования, сам же ее изменяет, если она не отвечает его потребностям. Конечно, он делает это не в одиночку. Человек отнюдь не бессилен перед лицом обстоятельств, — это зависит не только от социальных условий, но и от его собственной позиции. Ведь если не вся среда, в которой человек живет, то микроокружение является предметом его выбора. Личность может влиять на свое непосредственное окружение, она вовсе не должна приспосабливаться к нему, во многих ситуациях нужно бороться с дурным окружением, преобразовывать характер отношений, форм общения и норм жизнедеятельности в коллективе. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять ее или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только воспитывают обстоятельства, но и в определенной мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям. Процесс самовоспитания может быть более или менее стихийным, цель педагогического управления этим процессом заключается в том, чтобы стимулировать, пробудить потребность в самовоспитании, в самоусовершенствовании личности.
Итак, социальная
среда – окружающие человека общественные,
материальные и духовные условия его существования
и деятельности.
Среда в широком смысле (макросреда) охватывает
общественные институты, общественное
сознание и культуру. Социальная среда
в узком смысле (микросреда) включает непосредственное
окружение человека - семью, трудовую,
учебную и другие группы.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Как мы уже говорили выше, огромную роль в развитии личности имеет социальная среда. Школа, семья, неформальные объединения, клубы по интересам, спортивные секции, общение во дворе - все это влияет на формирование личности, на ее дальнейшую судьбу.