Восприятие, его виды и свойства. Законы восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 15:07, реферат

Описание работы

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы.

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
1.Общаяхарактеристика.........................................................................3
2.Физиологические основы восприятия...............................................4
3.Основные свойства и виды восприятия.............................................5
4.Восприятие пространства...................................................................7
5.Восприятие движения времени..........................................................9
6.Законы восприятия............................................................................11
Заключение............................................................................................12
Библиографический список.................................................................13

Файлы: 1 файл

восприятие.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

Другой важный закон  восприятия состоит в относительной  устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда  их функционирование связано с мышлением.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему  информации, корректирующей неверно  складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского  философа и психолога ДжЛокка, который  одним из первых заинтересовался  данной проблемой, было предложено много  концепций восприятия. Одна из них  получила название нативистской (от слова  «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей  ума». Другая теория утверждает, что  формирование образов является результатом  научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в  форме умственных установок, общих  идей, понятий. Они непосредственно  влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском  признаков, необходимых и достаточных  для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение  комплекса стимулов из потока  информации и принятие решения  о том, что они относятся  к одному и тому же определенному  объекту.

2. Поиск в памяти  аналогичного или близкого по  составу ощущений комплекса признаков,  сравнение с которым воспринятого  позволяет судить о том, что  это за объект.

3. Отнесение воспринятого  объекта к определенной категории  с последующим поиском дополнительных  признаков, подтверждающих или  опровергающих правильность принятого  гипотетического решения.

4. Окончательный  вывод о том, что это за  объект, с приписыванием ему еще  не воспринятых свойств, характерных  для объектов одного с ними  класса.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под  влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

 

Заключение

 

Восприятие –  процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно  воздействующего на анализаторы. В  отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в  образе восприятия в качестве единицы  взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает  как результат синтеза ощущений, возможность которого возникла в  филогенезе в связи с переходом  живых существ от гомогенной, предметно  неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости  от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться  либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора  будет признана приоритетной.

В соответствии с  этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические  ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения  субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с  собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также  и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют  в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает  возможность абстрагирования и  обобщения свойств предметов.

 

Библиографический список

 

Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.

3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

 


Информация о работе Восприятие, его виды и свойства. Законы восприятия