Восприятие и ощущение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Содержание работы

Введение
Иллюзии зрения
1. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза
2. "Целое" и "часть"
3. Переоценка вертикальных линий
4. Преувеличение острых углов
5. Меняющийся рельеф и перспектива
6. "Фигура" и "фон"
7. Портретные иллюзии
Ощущение
1. Относительный порог ощущений
2. Разностный порог ощущений
3. Адаптация ощущений
4. Взаимодействие ощущений
5. Классификация ощущений
Список литературы

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 




 

 

Острые углы всегда кажутся  большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми.





 

 

 

 

 

Иногда изменение направления  линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным.

 

  1. Меняющийся рельеф и перспектива.

 



 

 


 

 

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно  железной дороги, шоссе и т. п.). Это  явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой "точкой схода". Линии же, идущие под разными углами, должны сходится по ту или другую сторону "точки схода" тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45 градусов к линии прямого зрения; эта точка называется "точкой отдаления". Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от "точки схода" до "точки отдаления", то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разно удаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

 

 

 

  1. "Фигура" и "фон".

 

Здесь мы рассмотрим ряд  иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т. е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие "выступающие", причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.



 

 

 

 

 

 

 

 Наконец, есть также  явление "отпадания к фону" некоторых частей фигур. Так, если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска "камуфляж" наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

 

  1. Портретные иллюзии.

 

Многим приходилось  видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

 

Ощущение.

 

Ощущения — это  самый простой познавательный процесс, который изучает отдельные свойства окружающей нас действительности. Через органы чувств мы получаем всю информацию об окружающем нас мире. Без ощущений невозможно ориентироваться в окружающей нас действительности.

Закономерности: порог  ощущений (абсолютный и относительный).

 

  1. Относительный порог ощущений

 

Нижний п.о. — минимальная сила раздражения, которая необходима что бы появилось ощущение.

Чувствительность - способность  иметь ощущения. Она обратно пропорциональна нижнему пороку ощущения.

Диапазон ощущений - та зона чувств. Ощущений, от нижнего до верхнего порока.

Верхний порок 120 дцб.

 

  1. Разностный порог ощущений

 

0,3 г — до чувствительности (изменение в ощущениях). Чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть прибавка (работает только для средних величин раздражителя).

Интенсивность ощущений пропорциональна силе раздражителя.

 

  1. Адаптация ощущений

 

Чувствительность анализаторов определяемая величиной абсолютных пороков — непостоянна и изменяется под воздействием ряда физиологических условий. Адаптация - изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя.

Виды: 1) Привыкание ведет  к полной потере ощущения в процессе длительного воздействия раздражителя. 2) Притупление ощущений под действием сильного раздражителя. 3) Как повышение чувствительности, под действием слабого раздражителя.

 

  1. Взаимодействие ощущений

 

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называемых взаимодействием ощущений.

Виды: 1) Сенсибилизация - повышение чувств, в результате взаимодействия анализаторов, по Павлову - слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий, легко распр., охватывая соседние участки.

Возбуждение в анализаторе  не должно быть сильным. Чувствительность соседних анализаторов повышена, когда раздражитель одного анализатора имеет средние характеристики.

Сильный очаг возбуждения в коре головного мозга приводит к торможению возбуждаемости соседних анализаторов, чувствительность этих анализаторов снижается.

 

  1. Классификация ощущений

 

Модальность — различают: проприоцептивные ощущения — от мышц и сухожилий, экстрецепт. — от  органов чувст, интероцепт. — от внутренних органов тела.

Экстероцепторы разделяются: контактные и дистантные (зрение, слух, обоняние). Аристот. — выделяют 5 рецепторов: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Однако видов ощущений больше.

 

Список литературы.

 

1. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1961

2. Демидов В. Как  мы видим то, что видим. Изд. "Знание", М.,1987

3. Рок И. Введение  в зрительное восприятие. Книга  первая. М.,

"Педагогика",1980

 

 

 

 




Информация о работе Восприятие и ощущение