Восприятие как познавательный психический процесс. Основные свойства восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету : Психология и педагогика

на тему: «Восприятие как познавательный

психический процесс. Основные свойства восприятия.»

 

                             Выполнила:

                                       студентка 2 курса

                                                         экономического факультета

                                         заочного обучения

                                       по специальности

                                                                   «Бухгалтерский учет и аудит  в ССО»

                                               Теренкова Марина А

                               Шифр 10312

 

 

 

 

Ульяновск

2012г.

 

Тема 12. Восприятие как познавательный

психический процесс. Основные свойства восприятия.

Психические процессы и  их связь с деятельностью.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как  важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они  в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей  степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д.

Припоминание  также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы  вовремя и точно вспомнить  запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение  деятельности, в ходе которой некий  материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое “ручное”, или практическое, мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая деятельность”. “Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии”.

Экспериментально  было доказано, что психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре  являются деятельностями. Разработаны  и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно  формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в  результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию  отдельных звеньев, их превращения  в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических  процессов не протекает как чисто  внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов (происходящих вне и независимо от нас), восприятие всегда выступает как субъективно  соотносимое с оформленной в  виде предметов, вне нас существующей, действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое ощущение.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению  к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым  существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Ощущения находятся  в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в  пространстве. Этот процесс, характерный  для восприятия в его отличии  от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие  восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что  итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как  в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных  взаимосвязанных ощущений, приписываемых  человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений .

  Общая характеристика восприятия

Проработав достаточное  количество литературы по теме изучения психических процессов, можно привести несколько вариантов определения  понятия “восприятие”:

Восприятие –  это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств .

Восприятием называется отражение предметов или явлений  при их непосредственном воздействии на органы чувств .

Восприятие –  это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие –  не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно  новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями .

Восприятие –  форма целостного психического отражения  предметов или явлений при  их непосредственном воздействии на органы чувств .

Сведя все определения  в одно, можно сделать вывод, что:

Восприятие –  это результат деятельности системы  анализаторов. Первичный анализ, который  совершается в рецепторах, дополняется  сложной аналитико-синтетической  деятельностью мозговых отделов  анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется  образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса  раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных .

 Именно восприятие  наиболее тесно связано с преобразованием  информации, поступающей прямо из  внешней среды. При этом формируются  образы, с которыми в дальнейшем  оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов  различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии  с объектом информация о его  свойствах (форме, величине и  т.д.) преобразуется в ряд характеристик,  из которых в дальнейшем при  узнавании вновь реконструируются  целостные отображения объектов  – образы. Благодаря связям, образующимся  при обучении между разными  анализаторами, в образе отражаются  такие свойства предметов или  явлений, для которых нет специальных  анализаторов, например величина  предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной  организации этого психического  процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно  связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение  структуры действий с объектом ( за счет погружения).

Первоначально деятельность человека направляется и  корректируется воздействием лишь внешних  объектов. Образ неповторим, конкретен  и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек  ни воспринимал, неизменно предстает  перед ним в виде целостных  образов. Человек воспринимает в  первую очередь то, что соответствует  его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение  целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки  зрения восприятие и предстает как  прижизненно формирующаяся система  предметных перцептивных действий, с  помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней .

В связи с  тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как  его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное  и обобщенное представление объекта  – результат синтеза многих отдельных  ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление  о последствиях этих действий .

В свою очередь, целостное отражение предмета требует  выделения из всего комплекса  воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих  признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).

Огромную роль в восприятии играет наше желание  воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности  воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального  мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего  нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен  или безразличен для нас, т.е. он может вызывать у нас различные  чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас .

 Физиологические  основы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных  волокнах и центральной нервной  системе. Так, под действием раздражителей  в окончаниях нервов, имеющихся в  органах чувств, возникает нервное  возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного  мозга. Здесь оно поступает в  проекционные (сенсорные) зоны коры, которые  представляют собой как бы центральную  проекцию нервных окончаний, имеющихся  в органах чувств. В зависимости  от того, с каким органом связана  проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Информация о работе Восприятие как познавательный психический процесс. Основные свойства восприятия