Восприятие как представление объективной реальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Общая характеристика восприятия. Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).

Файлы: 1 файл

общая экспер.психология.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

на тему: Восприятие как представление объективной реальности

 

 

 

 

 

                                                                                        Преподаватель________________

 

                                        

 

Екатеринбург 2014

 

Содержание

 

 

 

 

  
Введение

Общая характеристика восприятия. Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Описывая Полтавский бой, А. С. Пушкин рисует грандиозную баталию: В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Совокупность отдельных проявлений боя в их взаимосвязи и взаимоотношениях создает восприятие целостной картины ожесточенного сражения.

Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т. п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств и свойств.

Для правильного их отражения отдельные ощущения, даваемые анализаторами, объединяются в коре мозга, и у человека создается целостный образ предмета или явления.

Психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием. По сравнению с ощущением восприятие — более высокая форма отражения действительности.

Физиологической основой восприятия являются сложные условнорефлекторные связи в коре больших полушарий, где осуществляется синтез (объединение) возбуждений, идущих от внешних раздражителей.

При восприятии происходит согласованная деятельность нескольких анализаторов, ответная реакция организма на целый комплекс раздражителей.

Так, когда мы воспринимаем, например, розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную ее окраску и обоняем, вдыхая приятный аромат розы, осторожно прикоснувшись к цветку, осязаем нежную мягкость ее лепестков и т. п. Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, в единый комплекс.

Кроме того, мы узнаем в этом предмете розу, т. е. здесь имеют место и процессы памяти. Запах цветка доставляет нам удовольствие, вызывает приятное чувство. Наконец, в процесс восприятия включается и мышление: мы можем думать о том, к какому сорту относится данная роза, производить первоначальное элементарное обобщение.

В зависимости от того, какой анализатор преобладает при восприятии, различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и кинестетические восприятия.

 

1. Психическое  восприятие и его свойства

 

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты [1, с.156].

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое “ручное”, или практическое, мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая деятельность”[1]. “Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии”[4, с.15].

Специфика психических процессов состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс не является следствием только возрастного развития и созревания. Непременное условие формирования этих процессов – воспитание и другие формы социальных контактов.

Другая особенность психических процессов в том, что преобразования, совершающиеся в мозгу – органе психических процессов, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне него. То есть, специфика психических процессов заключается в том, что они в своих осознаваемых параметрах определяются особенностями внешних объектов.

Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый – к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, связи между которыми она отражает, а эмоция – в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают.

Важной особенностью высших психических функций является и то, что их физиологический компонент, то есть те изменения в работе центральной нервной системы, которые обеспечивают соответствующий психический процесс, человеком совершенно не воспринимаются. Нейрофизиологические составляющие психических процессов оказываются практически недоступными для самонаблюдения [2, с.10].

Экспериментально было доказано, что психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций[1, с.158].

1.1. Общая характеристика восприятия

 

Проработав достаточное количество литературы по теме изучения психических процессов, можно привести несколько вариантов определения понятия “восприятие”:

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [3, с.200].

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [2, с.31].

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [5, с.86].

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6, с.135].

Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:

Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [6, с.136].

 Именно восприятие  наиболее тесно связано с преобразованием  информации, поступающей прямо из  внешней среды. При этом формируются  образы, с которыми в дальнейшем  оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов  различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии  с объектом информация о его  свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при  узнавании вновь реконструируются  целостные отображения объектов  – образы. Благодаря связям, образующимся  при обучении между разными  анализаторами, в образе отражаются  такие свойства предметов или  явлений, для которых нет специальных  анализаторов, например величина  предмета, вес, форма, регулярность, что  свидетельствует о сложной организации  этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом ( за счет погружения).

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней [2].

В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий [2, с.33].

Информация о работе Восприятие как представление объективной реальности