Восприятие. Особенности восприятия. Зрительные иллюзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:02, практическая работа

Описание работы

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Результат деятельности системы анализаторов; Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных; Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом; Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Содержание работы

Понятие о восприятии Восприятие и ощущение
Свойства восприятия
Индивидуальные различия в восприятии
Виды восприятия
Исследование восприятия

Файлы: 1 файл

Восприятие. Иллюия.pptx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Восприятие. Особенности восприятия. Зрительные иллюзии. 

 

Выполнил: Асан Абылкаир, 2 курс, ОМ 39-1

 

 

Алматы 2013 г.

 

СРС

 

С.Д. Асфендияров атындағы

 ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ 

 

 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Кафедра   микробиологии,  вирусологии  и иммунологии


Восприятие

 

    1. Понятие о восприятии Восприятие и ощущение
    2. Свойства восприятия
    3. Индивидуальные различия в восприятии
    4. Виды восприятия
    5. Исследование восприятия

 

Восприятие  – целостное отражение предметов  и явлений объективного мира при  их непосредственном воздействии в  данный момент на органы чувств

Восприятие

 

    •  Результат деятельности системы анализаторов;
    • Предполагает выделение из  воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных;
    • Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом;
    • Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Процесс восприятия связан с:

 

    • Оживлением следов прежнего опыта
    • Сличением информации со сложившимися представлениями
    • Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями
    • Выделением существенных признаков
    • Созданием гипотез о предполагаемом значении информации
    • Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к  определенной категории воспринимаемого предмета

Особенности восприятия (по А.Р. Лурия)

 

    • Активный опосредованный характер
    • Предметный и обобщенный характер
    • Постоянство и правильность (ортоскопичность)
    • Подвижность и управляемость

 

 

Структурность

 

    • Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и их суммой
    • Фактически воспринимается обобщенная структура
    • Воспринимая предмет, человек осмысливает его как единое целое, имеющее определенную структуру.

 

 

Восприятие  не отдельных обрезков прямых линий  или  совокупность штрихов, а квадрата, треугольника. Незавершенность рисунка  восполняется опытом, знаниями

Предметность 

 

    • Отнесенность  сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга, которые участвуют в обработке сенсорной информации.
    • Проблема выделения предмета из фона.

Соотношение фигуры и фона

 

    • Предмет из фона выделяется с целью его познания.
    • Хуже выделяются отдельные части предмета.
    • Чем больше фигура и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона.
    • Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон.

Где фигура, а где фон ?

Константность

 

    • Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия
    • В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
    • Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа
    • Константность- приобретенное свойство.

Осмысленность

 

    • Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов
    • Сознательно воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета с подобными.
    • Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных.
    • Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...).
    • Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

Избирательность

 

    • Преимущественное выделение одних объектов по сравнению  с другими.
    • Проявляется значимость, значение предмета для личности

 

Иллюзии восприятия

 

    •  Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.
    • Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
    • Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ  ИЛЛЮЗИИ

 

ОПТИЧЕСКИЕ  ОБМАНЫ

 

Москва, 2006 г.        1

 

Л.Л. Босова, УМК  по информатике для 5-7 классов

Зрительная  иллюзия – 
не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей строения  
нашего зрительного аппарата

 

Москва, 2006 г.        2

ВИДЫ  ИЛЛЮЗИЙ

 

    • Невозможные объекты
    • Зрительные искажения
    • Иллюзии восприятия размера
    • Цвет и контраст
    • Кажущиеся фигуры
    • Восприятие глубины
    • Перевертыши
    • Двойственные образы
    • Распознавание образов
    • Фигура и фон
    • Движение

 

Москва, 2006 г.        3

НЕВОЗМОЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

 

Москва, 2006 г.        4

НЕВОЗМОЖНАЯ СТУПЕНЬКА

 

Москва, 2006 г.        5

ПАРАЛЛЕЛЬНЫ ЛИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ?

 

Москва, 2006 г.        6

СПИРАЛЬ ИЛИ ОКРУЖНОСТИ?

 

Москва, 2006 г.        7

ПРЯМЫЕ  ЛИ КРАСНЫЕ ЛИНИИ?

 

Москва, 2006 г.        8

ОДИНАКОВЫ ЛИ ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ КВАДРАТЫ?

 

Москва, 2006 г.        9

КАКОЙ ИЗ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДОВ БОЛЬШЕ?

 

Москва, 2006 г.        10

ОДИНАКОВЫ ЛИ КРАСНЫЕ ОТРЕЗКИ?

 

Москва, 2006 г.        11

ЧЕРНАЯ  ОКАНТОВКА

 

Москва, 2006 г.        12

ОТТЕНКИ КРАСНОГО

 

Москва, 2006 г.        13

СЕРЫЕ КВАДРАТИКИ НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ

 

Москва, 2006 г.        14

НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ  ТРЕУГОЛЬНИК

 

Москва, 2006 г.        15

КВАДРАТ, КОТОРОГО НЕТ

 

Москва, 2006 г.        16

6 ИЛИ 7 КУБИКОВ?

 

Москва, 2006 г.        17

«СЫРНАЯ»  ИЛЛЮЗИЯ

 

Москва, 2006 г.        18

КОРАБЛИК, НАРИСОВАННЫЙ НА АСФАЛЬТЕ

 

Москва, 2006 г.        19

ЛЕШИЙ ИЛИ  БАБА ЯГА?

 

Москва, 2006 г.        20

ЛОШАДЬ  ИЛИ ЛЯГУШКА?

 

Москва, 2006 г.        21

САДОВНИК  ИЗ ОВОЩЕЙ

 

Москва, 2006 г.        22

МЫШКА ИЛИ  КОТ?

 

Москва, 2006 г.        23

ЗАЯЦ  ИЛИ УТКА?

 

Москва, 2006 г.        24

ЛИЦО  ФАРАОНА

 

Москва, 2006 г.        25

ОЛЕНИ

 

Москва, 2006 г.        26

РЫБЫ  ИЛИ КОРАБЛИ?

 

Москва, 2006 г.        27

ВАЗА  ИЛИ ЛИЦА?

 

Москва, 2006 г.        28

ПЯТЬ  ЛИЦ

 

Москва, 2006 г.        29

 

Москва, 2006 г.        1

ДВИЖЕНИЕ  КОЛЕЦ

 

Москва, 2006 г.        30

ФРАКТАЛЬНЫЙ ТУННЕЛЬ

 

Москва, 2006 г.        31

КРУГИ

 

Москва, 2006 г.        32


Информация о работе Восприятие. Особенности восприятия. Зрительные иллюзии