Восприятие у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 06:08, реферат

Описание работы

Восприятие — перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс сложный, многогранный, включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.87 Кб (Скачать файл)

Восприятие — перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс сложный, многогранный, включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов.

В его основе лежит активное движение, осмысление и анализ информации, поступающей из окружающей среды. Формируются определенные образы, от которых зависят  внимание, память, представление, воображение и даже эмоции. На восприятие ребенка влияет и его личность: окружающая среда воспринимается им только под углом зрения собственных интересов. Именно благодаря восприятию дети строят образ окружающего мира, ориентируются в нем, действуют – сами себе формируют картину окружающей среды. Но все же немаловажную роль в развитии восприятия играет роль взрослого, ведь именно он общается с малышом, знакомит его с предметами, объясняет их необходимость и целесообразность. 

 

  Новорожденный 

У новорожденных картинка мира чиста как белый лист. Ребенок еще ничего не воспринимает. У него нет предметного ощущения: лишь элементарные ощущения (своего тела, себя). Он не рождается с готовым умением воспринимать – он этому учится. Первый и главный объект восприятия малыша – его мама либо человек, который постоянно находится рядом с ним. Это - «фундамент» общения с людьми в будущем. Из всего окружающего ребенок также выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, иными словами - все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. В первые три года у малыша совершенствуется зрительная оценка небольших расстояний, зрительные определения местоположения предметов. 

Воспринимать окружающий мир малыш начинает прежде всего через… рот. Первые месяцы жизни это самая активная часть тела: он воспринимает, посасывая, кусая, полизывая предметы. Затем подключаются ручки и глазки. Увидев новый предмет, кроха возьмет его в руки, будет играть, таким образом выделяя его отдельные свойства и стороны. Тогда же он на ощупь начинает воспринимать лица близких людей. 

Где-то на шестой неделе жизни при появлении взрослого поведение малыша резко меняется: он будет долго и внимательно смотреть ему в глаза, гулить и даже улыбаться. Что касается зрения, то первое время окружающий мир он воспринимает размыто, в черно-белых тонах, поле зрения - 30-ть градусов. Следить глазками он начинает с третьего месяца, тогда же и развивает глазомер, а также - копирует движения губ матери, подражает ей интонационно. 

К концу первого года жизни у малыша появляются первые признаки мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Детки замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. 

 

  Дошкольник 

Вплоть до 7-ми лет дети все воспринимают на эмоциях. Они рисуют окружающий мир образами, при этом, чем младше ребенок, тем его эмоциональный фон сильнее. Детки 3-7 чувственно реагируют на увиденное и услышанное, на собственные мысли. Они переживают бурю эмоций, разговоры, логика и поучение – для них пустой звук. Лучший способ донести информацию – красочно описать ее. Дети в этом возрасте воспринимают только образы, отложившиеся у них в голове, и мыслят эмоционально. Их впечатления выходят на первый план, и в первую очередь они будут воспринимать именно их.

Постоянство восприятия у 2-3-летнего ребенка несовершенно. Если его приучить, что в большой коробке, как правило, находится игрушка, а в маленькой ее нет, он будет всегда тянуться к большой коробке. Даже если она будет находиться значительно дальше от него, чем маленькая. 

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) дошкольники воспринимают как форму определенных предметов. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. К примеру, треугольник - «домик», круг — «колесико», «буква О». Общее представление о форме и ее правильное различение возникает лишь, когда они узнают название фигур. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать: цвет, форма, величина, высота могут меняться. Краски могут быть гуще и ярче, предметы располагаться с разных сторон: за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.. Он активно входит в мир художественного творчества: для него это единство познания и переживания.

 

  Школьник 

Дети после семи уже различают и цвет, и форму, и величину предметов и их положение в пространстве. Кроме того, они уже могут самостоятельно назвать предлагаемые формы и цвета, изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Но хорошо «рассматривать» предметы пока что не умеют – они выделяют случайные неважные детали, пропуская существенное, допускают ошибки и неточности, воспринимая похожие предметы, путают или вовсе не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова.

Воспринимать предмет для младшего школьника означит что-то с ним сделать: взять, потрогать, изменить, сломать. Это свидетельствует о тесной связи восприятия и действий ребенка. В то же время, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Предметность у ребенка выражена слабо: он еще плохо выделяет себя из среды, будто слился с внешним миром. И лишь в 12 лет он вступает в стадию объяснения или интерпретации.

 

  В чем сложности? 

Взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/100 длины, а дети, скажем, 2-4 лет — с точностью, не превышающей 1/20 длины. Детки часто ошибаются в величине удаленных предметов, а чтобы воспринять рисованную перспективу, им необходимы дополнительные упражнения: этого они достигают лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений. 

Большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. В 2-2,5 они и воспринимают его весьма смутно, к 4 – более или менее ориентируются в «вчера», «завтра», «раньше», «позже»; а вот отдельные промежутки времени (15 минут, час, полтора часа) часто путают и в 6-7 лет.

 

  Ребенок ребенку  друг?

Как дети воспринимают друг друга, зависит от того, насколько популярен или отвержен ребенок в детском сообществе. Эксперты утверждают: чем выше положение старшего дошкольника в группе, тем выше его оценивают сверстники, и соответственно - наоборот. Когда дети оценивают «симпатичных» им сверстников, они воспринимают их исключительно как: "красивый", "хорошо поет", "умеет читать", «быстро бегает» и т. п. А вот о тех, к кому симпатии нет, говорят лишь: "плохо играет", "жадный", «плаксивый». Кстати, если оценивают «симпатичных» девочек, то детки обоих полов отмечают большее количество положительных качеств, чем при оценке «симпатичных» мальчиков. А вот при негативном отношении наоборот: девочки в целом отмечают у них больше отрицательных качеств, чем у представителей своего пола при таком же отношении к ним.

 

  Само собой  или нужно развивать? 

Восприятие нужно воспитывать. Ребенок учится воспринимать, а родители ему в этом непринужденно с помощью игр помогают. Именно играя, малыш учится различать свойства предметов, выделять в них главное, основное.

Дети должны наблюдать: явления и процессы, следить за их изменениями, подмечать даже малозаметные особенности. Наблюдение – высшая и, пожалуй, самая сложная форма.

Восприятие должно быть тесно связано с теми видами деятельности, в ходе которых малыш сможет изучить, учесть и воспроизвести свойства предметов: лепка, рисование, конструирование. Занимаясь таким творчеством, у детей возникнет необходимость воспринимать предметы наиболее точно, полно, ощупать, осмотреть, изучить. А взрослые лишь могут указать на сходства либо различия. 

 

 

    

 


Информация о работе Восприятие у ребенка