Восприятие времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни – пульса, дыхания и т.д. По крайней мере у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в "чувстве", или ощущении, времени играют, по-видимому, необратимые химические реакции в нервной системе. (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии») .

Содержание работы

Введение.
Механизмы восприятия времени ("биологические часы").
Теории восприятия времени.
Время и расстояние: тау- и каппа-эффекты.
Субъективная оценка времени.
Старение организма и восприятие времени
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Восприятие времени.Косенкова.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет психологии

 

Реферат

По  дисциплине «Ощущение и восприятие»

На  тему «Восприятие времени»

 

Выполнила:

студентка 1 курса, 2 гр. ДО

Факультета  психологии

Косенкова Елена  Владимировна.

Проверил:

Доцент кафедры  психологии управления и акмеологии

Терехин Вячеслав Александрович

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Механизмы восприятия времени ("биологические часы").
  3. Теории восприятия времени.
  4. Время и расстояние: тау- и каппа-эффекты.
  5. Субъективная оценка времени.
  6. Старение организма и восприятие времени
  7. Заключение.
  8. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже XIX-XX вв., то проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем современной философии.

Удельный вес, который приобрела  проблема времени в философском  сознании современности, не могла не сказаться и на психологии; и в  психологии эта проблема начала привлекать к себе значительный интерес.

Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в  очень сложный процесс восприятия времени.

У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими  ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни  – пульса, дыхания и т.д. По крайней  мере у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в "чувстве", или ощущении, времени играют, по-видимому, необратимые химические реакции в нервной системе. (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии») .

 

Механизмы восприятия времени ("биологические часы").

Исходя из того, что цикличность  биоповеденческой активности является феноменом, существование которого не вызывает сомнений, вполне резонно поискать в нервной системе механизм восприятия времени — некие биологические.

Сторонники идеи о свойственном организму внутреннем чувстве времени исходят из существования устойчивого к воздействию непосредственной внешней стимуляции непрерывного и автоматического биологического ритма, с помощью которого организм сравнивает продолжительность действия различных стимулов и событий.

Периодичность, характеризуемая измеряемой частотой, свойственна электрической активности мозга, биению пульса и сердцебиению, дыханию, метаболическим и эндокринным процессам, терморегуляции и циклам общей активности (хотя многие из этих циклов — не очень удачные примеры ритмов, ибо исключительно подвержены внешней стимуляции, а потому изменяются в широких пределах).

Было изучено влияние некоторых  из этих наиболее стабильных физиологических функций организма и процессов на восприятие времени, а результаты, полученные при исследовании влияния температуры и метаболических процессов, положены в основу биологической гипотезы восприятия времени. (Харви Шифман «Ощущение и восприятие» стр. 773)

Гипотеза  Хогланда: биологические часы

Попытка создания теории, основанной на внутренних биологических часах, связана с именем Хогланда. Как отмечает сам ученый, он начал свою работу, когда заболела его жена. У больной был сильный жар, и она плохо ориентировалась во времени. Тогда-то Хогланд и предположил, что именно температура повлияла на восприятие ею времени, и попросил ее оценивать течение времени, считая до 60 с такой скоростью, при которой, по ее мнению, «один счет» соответствует 1 секунде. Сравнив затем результаты субъективных подсчетов больной с ее температурой, он обнаружил связь между температурой тела и восприятием времени.

Говоря конкретнее, Хогланд обнаружил, что при высокой температуре субъективная, или воспринимаемая больной, минута была короче, чем при низкой. Например, при температуре, равной 36,6° С больная воспринимала как минуту 52 с, а при температуре, равной 38,3° С, — всего лишь 40 с. В обоих случаях, т. е. когда она принимала за минуту и 52, и 40 с, жена Хогланда завышала определенные промежутки времени.

 Это позволило Хогланду предположить, что увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку кажется, что время идет быстрее, т. е имеет место переоценка времени.

Согласно гипотезе Хогланда, мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекающих в организме процессов обмена веществ, которая, в свою очередь, влияет на восприятие течения времени.

Предположение Хогланда о том, что при повышении температуры тела внутренние биологические часы «начинают спешить», подтверждается результатами многих исследований. Склонность испытуемых с повышенной температурой воспринимать определенные промежутки времени как более продолжительные, чем они есть на самом деле, отмечена рядом авторов.

Из этого следует, что понижение  температуры должно оказывать противоположный эффект. Оно должно замедлять метаболические процессы (и ход предполагаемых биологических часов), результатом чего должна стать недооценка течения времени. Это предположение было проверено на аквалангистах на побережье Уэльса в марте при температуре воды, равной 4°С. До и после погружения участники эксперимента определяли продолжительность периодов времени точно так же, как это делала жена Хогланда, т. е. считая до 60 (про себя) с такой скоростью, которая, по их мнению, соответствовала «одному счету» в секунду.

Конечно же, после погружения температура  тела испытуемых падала и они считали медленнее, чем до погружения, что подтверждает гипотезу Хогланда о влиянии температуры тела на восприятие времени.

Представленные выше экспериментальные  данные позволяют предположить существование неких внутренних биологических часов, «ход» которых зависит от температуры тела, замедляя или ускоряя протекающие в организме процессы. (Харви Шифман «Ощущение и восприятие» стр. 774-776).

 

Теории  восприятия времени.

Когнитивные теории восприятия времени

Точка зрения, весьма отличная от изложенной выше, заключается в том, что восприятие времени является результатом когнитивной активности.

Более конкретно эта мысль может быть выражена следующим образом: восприятие времени — это когнитивная конструкция, продукт умственной активности, определяемой природой и масштабом (размахом) когнитивной обработки информации, выполненной за данный промежуток времени.

Известно несколько когнитивных  теорий восприятия времени, однако одной из самых ранних, наиболее репрезентативных и широко изучаемых является теория Роберта Орнштейна. ( Харви Шифман «Ощущение и восприятие стр. 776)

Теория  Роберта Орнштейна.

Создавая свою теорию восприятия времени, Орнштейн исходил из того, что восприятие человеком продолжительности какого-либо временного отрезка зависит от того, что сохранилось в его памяти. В основе теории Орнштейна лежит тезис, в соответствии с которым воспринимаемая продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени и сохраненной. Согласно этой точке зрения, восприятие времени либо зависит от сохранившихся в памяти когнитивных событий, либо конструируется на их основе.

Согласно теории Орштейна, такие стимульные факторы, как количество и сложность событий, имевших место в определенный период времени, а также эффективность их кодирования и сохранения в памяти, влияют на количество информации, которую нужно обработать. Следовательно, восприятие продолжительности данного периода времени тоже во многом зависит от этих факторов.

Например, увеличение в определенный промежуток времени как числа  событий, так и их сложности увеличивает объем информации, подлежащей обработке, и, таким образом, этот промежуток времени начинает восприниматься как более продолжительный.

Количество  событий. Орнштейн указывает на существование прямой зависимости между количеством событий и воспринимаемой продолжительностью данного отрезка времени (Ornstein, 1969). Его эксперименты продолжались одно и тоже время — 9 мин 20 с, — но стимулы — звуковые сигналы — подавались с разной скоростью: 40,80 или 120 сигналов в минуту. Как и ожидалось, увеличение числа стимулов во время эксперимента (или числа изменений характера стимуляции) привело к тому, что испытуемым эти эксперименты показались более продолжительными.

Короче говоря, период времени, заполненный  большим числом со-событий (стимулов), оценивался испытуемыми как более продолжительный в сравнении с тем отрезком времени, который вместил в себя меньше событий.

Заполненные промежутки времени/незаполненные  промежутки времени.

С зависимостью восприятия времени  от количества событий связан и труднообъясняемый, но имеющий положительное подтверждение тезис, согласно которому «заполненные» промежутки времени, т. е. временные отрезки, «содержащие» такие стимулы, как звуковые или световые сигналы, обычно воспринимаются как более продолжительные, чем «пустые» временные интервалы между предъявлениями двух сигналов.

Совершенно неожиданно, однако, именно эта ситуация помогает также понять, почему человеку, нетерпеливо ожидающему какого-либо события, например получения важного письма, чьего-либо приезда или результата тестирования, кажется, что время «тянется», и он воспринимает «пустой» промежуток времени как более продолжительный, чем он есть на самом деле, т. е. переоценивает его. В данном случае эта «переоценка» времени является результатом когнитивно-эмоционального влияния ожидания. Ожидание повышает общий тонус индивидуума, вследствие чего он становится более чувствительным к «восприятию временной информации» и «переоценивает» время.

Сложность стимула. Влияние сложности стимулов, предъявляемых в течение определенного промежутка времени, на восприятие его продолжительности изучено Орнштейном и другими исследователями. Как правило, чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продолжительным кажется период тестирования. Это явление наблюдалось и при стимуляции различными визуальными стимулами — геометрическими фигурами, сложность которых определялась количеством внутренних углов, — и при стимуляции звуковыми сигналами разной степени сложности.

Организация информации и память. Согласно теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации, воспринимаемая продолжительность промежутка времени зависит также и от того, каким образом организована информация, представленная в течение этого промежутка (т. е. как она закодирована и сохранена в памяти), а также от количества сохраненной в памяти стимульной информации. Из этого следует, что чем больше информации о прошедшем временном интервале сохранилось в памяти, тем более продолжительным он кажется.

С этим тезисом согласуется и  следующий установленный Орнштейном факт: неприятные стимулы запоминаются хуже, чем нейтральные, а неприятные события воспринимаются как более быстротечные. (Харви Шифман «Ощущение и восприятие» стр. 776-781).

 

Когнитивно-аттенционная теория.

Сторонники когнитивно-аттенционной теории считают, что существуют два независимых друг от друга механизма внимания:

1) невременной механизм обработки информации, связанный с обработкой информации о происходящих когнитивных событиях;

2) когнитивный таймер, кодирующий  и обрабатывающий информацию о времени.

 Следовательно, при выполнении  типичного задания «на время», испытуемые делят свое внимание между его когнитивными требованиями и обработкой информации о том конкретном временном интервале, который им нужно оценить. Поскольку оба эти механизма претендуют на ограниченный «запас» внимания и конкурируют между собой за обладание им, характер восприятия времени напрямую зависит от относительного объема внимания, отданного каждому из этих процессов. Если временным аспектам задания уделяется больше внимания, чем когнитивным, затраченное на его выполнение время кажется больше, чем есть на самом деле, а если основное внимание уделяется когнитивным аспектам, то испытуемому кажется, что он затратил на выполнение задания меньше времени, чем на самом деле. Согласно этой теории, восприятие времени непосредственно зависит от того, сколько вниманий испытуемый уделяет течению времени.

Как отмечал Фрэсс, «чем больше человек обращает внимания на время, Тем медленнее оно течет... Напротив, если работа трудна и/или интересна, оно пролетает  незаметно».

Подобный подход позволяет объяснить  результаты ряда экспериментов и житейские ситуации. Так, «пустой» временной промежуток, может показаться более продолжительным, чем промежуток времени, наполненный требующими внимания стимулами. Согласно этой концепции, когда временной интервал заполнен стимулами, больше внимания направляется на обработку поступающей от них информации и меньше — на когнитивный таймер, в результате чего сознательное восприятие времени сводится к минимуму и человеку кажется, что оно проходит быстро.

Информация о работе Восприятие времени