Восприятие звука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 12:49, реферат

Описание работы

Наш мир прекрасен. Но он бы не был таковым без многочисленных звуков, которые нас постоянно преследуют. Эти звуки иногда очень сильно отличаются друг от друга. Все звуки можно разделить на те, которые непомерно раздражают и наоборот те, которые нравятся и к тому же даже полезны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Звук
2. Звуковые волны
3. Органы восприятия звука
4.Пределы восприятия
5. Влияние звука на организм человека
6. Психологические особенности восприятия
7. Лечебное воздействие звука на эмоциональное состояние человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

vospriatie_zvuka.docx

— 37.30 Кб (Скачать файл)

Исследования биологического действия инфразвука на организм показали, что при уровне от 110 до 150 дБ и более он может вызывать у людей неприятные субъективные ощущения и многочисленные реактивные изменения, к числу которых следует отнести изменения в центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, вестибулярном анализаторе. Имеются данные о том, что инфразвук вызывает снижение слуха преимущественно на низких и средних частотах. Выраженность этих изменений зависит от уровня интенсивности инфразвука и длительности действия фактора. В соответствии с Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах (№ 2274-80) по характеру спектра инфразвук подразделяется на широкополосный и гармонический. Гармонический характер спектра устанавливают в октавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ. По временным характеристикам инфразвук подразделяется на постоянный и непостоянный. Нормируемыми характеристиками инфразвука на рабочих местах являются уровни звукового давления в децибелах в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16 Гц. Допустимыми уровнями звукового давления являются 105 дБ в октавных полосах 2, 4, 8, 16 Гц и 102 дБ в октавной полосе 31,5 Гц. При этом общий уровень звукового давления не должен превышать 110 дБ. Для непостоянного инфразвука нормируемой характеристикой является общий уровень звукового давления. Инфразвук отнюдь не является недавно открытым явлением. В действительности органистам он известен уже более 250 лет. Во многих соборах и церквях есть столь длинные органные трубы, что они издают звук частотой менее 20 Гц, не воспринимаемый человеческим ухом. Но, как выяснили британские исследователи, такой инфразвук может вселить в аудиторию разнообразные и не слишком приятные чувства -- тоску, ощущение холода, беспокойство, дрожь в позвоночнике. Люди, подвергшиеся воздействию инфразвука, испытывают примерно те же ощущения, что и при посещении мест, где происходили встречи с призраками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Психологические особенности восприятия звука человеком

     Таким образом, встает вопрос  поиска закономерностей в восприятии, однако стоит отметить, что само  восприятие музыки имеет несколько  аспектов: социально-психологический  аспект и аспект, связанный непосредственно  с воздействием при восприятии. Соответственно, все исследования  на эту тему рассматривали  именно эти два аспекта, находя  в каждом из них свои механизмы  и закономерности. Одно из исследований  непосредственного воздействия  музыки при восприятии её слушателем  было проведено в конце 80-ых  в ВНЦ психического здоровья  АМН СССР, и заключалось в исследовании  влияния музыки на эмоциональное  состояние больных эндогенной  депрессии, на основе анализа  реактивности на положительные  и отрицательные эмоциональные  раздражители у больных и здоровых  испытуемых (Михайлова, Моносова 1990) Использовались  электрофизические и психологические  критерии оценки музыкальных  эмоциогенных стимулов. Больные  обследовались при поступлении  в стационар в период максимальной  выраженности депрессивных расстройств. Электроэнцефалографические исследования  проводились в темной, звукоизолированной  камере. Объектом ЭЭГ были центральные, теменные, затылочные и височные  области обоих полушарий мозга (тут стоит отметить, что все  обследованные, за исключением 2 случаев  в здоровой и 1 в группе больных  были правшами). В качестве эмоциональных  раздражителей использовались отрывки  музыкальных произведений, воспроизводившихся  с помощью магнитофона- фрагменты  творчества Моцарта, Гайдна, Огинского, Свиридова и рок музыка. Прослушивание  длилось 1,5-2 мин., ЭЭГ регистрировалась  в течение последних 30 секунд  звучания отрывка, перерыв между  стимулами составлял 2-3 мин. После  процедуры регистрации ЭЭГ испытуемые  заполняли специальную анкету-опросник, формализованно оценивающую их  эмоциональное состояние во время  прослушивания музыки. Анализ самоотчетов  обнаружил достоверные различия  в эмоциональном состоянии здоровых  людей и больных депрессией  при прослушивании классической  и рок музыки. В группе здоровых  испытуемых классическая музыка  в подавляющем большинстве (80%) вызывала  положительные эмоции и оценивалась  как приятная, вызывающая эффект  расслабления. Рок музыка воспринималась  как приятная только в 66% случаев  и демонстрировала отчетливый  эффект активизации. Больные депрессией  также, как и здоровые испытуемые, оценивали классическую музыку  как приятную, а прослушивание  рок музыки могло вызвать у  больных как положительные, так  и отрицательные эмоции с отчетливым  преобладанием последних. Так же  было отмечено и различие в  альфа-активности головного мозга, при прослушивании рок музыки (у большинства больных наблюдалась  генерализированная депрессия альфа  активности). Исследователи затрудняются  дать адекватную интерпретацию  полученным данным, но признают, что они говорят о преимущественно  негативной оценке рок музыки  больными, связанной по мнению  исследователей с вероятной невозможностью формирования у больных адекватной моторной реакции на ритмическую составляющую. Таким образом, отсюда можно сделать вывод о сведении воздействия музыки к непосредственно перцептивным аспектам восприятия слушателями музыкального материала. Однако, такой подход нельзя рассматривать как единственно правильный, поскольку было бы просто непозволительной ошибкой рассматривать музыкальное произведение исключительно с его акустической стороны. Любое произведение искусства нельзя рассматривать с точки зрения «чистого» искусства- ведь когда это произведение выходит в свет, оно становится неотъемлемой частью окружающего его мира и должно рассматриваться исключительно в контексте этого мира, той реальности, того времени, в котором оно находится. Для этого необходимо определить место, которое занимает музыка в современном обществе, и анализировать восприятие музыки в контексте её положения в окружающем мире.

 

 7. Лечебное воздействие звука на эмоциональное состояние человека

  В США была организована Национальная ассоциация музыкотерапевтов; представители ее составляют лечебные каталоги музыки; это так называемая музыкальная фармакопея («музыкопея»), У истоков движения в США стоял еще Т. Эдисон, отобравший с помощью специалистов-музыкантов более сотни различных музыкальных произведений, которые должны были воздействовать на эмоциональное состояние слушателей. Некоторые произведения рекомендовались «для умиротворения», другие - «для приятных воспоминаний», «для любви», «для пробуждения веселости» и даже «для развития чувства преданности». В России в 1913 году виднейшим психиатром В.М. Бехтеревым также было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены».

 Наиболее часто нуждаются  в действии музыки как лечебного  средства для уменьшения раздражительности, чувства-тревоги, нервного утомления, для подъема тонуса. Какую же  музыку следует предложить в  этих случаях? Веселую, бравурную, легкую, эстрадную? Конечно, здесь многое  зависит от музыкального вкуса  и от характера человека. Но  почти во всех случаях помогают  произведения Шопена, Шуберта, Бетховена, Прокофьева. И, конечно же, Баха, всеисцеляющего  Баха, имя которого называет почти  каждый из опрашиваемых лиц, А  если по утрам из репродуктора  несутся «для увеличения бодрости "и создания трудового настроя»  трескучие марши и пьесы некоторых  современных композиторов с их  ассонансами и формалистическими  вывертами, это указывает лишь  на неосведомленность музыкального  редактора в области психоакустики.

Вот он - рецепт лекарства, действующего порой лучше медицинских средств, принимаемых внутрь.

Прибалтийских республик чаще звучит по утрам спокойная мелодичная музыка, и ее «мобилизующий эффект» оказывается сильнее, чем у наивно-бравурных маршей. Благотворно влияние подобной музыки как средства, снимающего утомление, в частности, после долговременного действия мощного производственного шума.

Каков же механизм целебного воздействия музыки? Некоторые исследователи полагают, что он обусловлен, прежде всего, ассоциативными памятными связями. Слов нет, под камерную (да и не только камерную) музыку. Шумана, Скрябина, Рахманинова хорошо «вспоминается», всплывают умиротворяющие ассоциации детских и юношеских лет. Но, по-видимому, музыкопея обусловлена не только этими факторами. Иначе как, например, объяснить, что ипохондрик, по свидетельству специалистов, испытывает облегчение, слушая скорбную музыку, а сверхвозбужденный больной успокаивается при звуках быстрых, резких музыкальных композиций?

Некоторые лица, возможно, со слабым типом нервной системы испытывают утомление и, даже угнетение от вагнеровских труб и литавр (звучащих, например, в увертюре к «Риенци») или от симфоний Брукнера. С другой стороны, М. Горький, которого едва ли можно заподозрить в слабости нервной системы, писал в одном из писем: «Много не могу слушать музыку, нервы не выдерживают».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие звуковых колебаний и вибраций на организм человека настолько многопланово и малоизученно, что делать какие-либо определенные заключения о специфике воздействия музыки в естественной и искусственной среде обитания ещё рано. Можно, конечно, вспомнить исследования о влиянии разных видов музыки на растения и животных, но всё же нужны дополнительные изыскания. Необходимость такой работы вызвана также усилением в последнее время влияния неблагоприятных колебаний и вибраций, что превращает их в серьезную экологическую проблему. Именно это делает музыку одним из значимых экологических факторов. Пока мы чётко понимаем только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать то и заставлять слушать другое - нелепо. Но всё же нельзя не помнить как о воздействии мелодии, ритма, частоты колебаний и громкости, так и о “скрытой”, духовной составляющей музыки. Наша, если угодно, генная память хранит знания об истинной роли некоторых музыкальных стилей и об их истинном содержании. Глупо от этого прятаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. И.И. Клюкин «Удивительный мир  звука» - Л. Судостроение, 1978г.

2. М.А. Сапожков «Акустика» - М.: Радио  и Связь, 1989г.

3. Иенс Блауэрт «Пространственный  слух» - М.: Энергия, 1979г.

4. http://www.zvuk-i-sluh.ru

5. http://www.zvuk-i-sluh.ru

6. http://ru.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Восприятие звука