Возможные сферы применения социально- психологического знания в русле практикой психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Для выяснения субординации этих двух сфер социально-психологического знания полезно обратиться к следующей схеме (рис. 17).

Файлы: 1 файл

Егорова С.В. П-2011-2 Эссе по курсу социальная психология.docx

— 66.16 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КУЛЬТУР

 

Факультет психологии

 

 

ЭССЕ

по курсу « Социальная психология»

Эссе на тему«Возможные сферы применения социально- психологического знания в русле практикой психологии»

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                               Выполнил:

Егорова Светлана Викторовна,

студент группы  П-2011-2

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

 

 

 

 

 

Возможные сферы  применения социально- психологического знания в русле практикой психологии

 

   Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Для выяснения субординации этих двух сфер социально-психологического знания полезно обратиться к следующей схеме (рис. 17).

Из схемы видно, что фундаментальные  и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные  функции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов  и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза, как  это очевидно, различны. Однако важно, что продуктом и фундаментального, и прикладного исследования является некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундаментальные  исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, в то время как рекомендации, следующие  из прикладных исследований, носят  инструментальный характер: они более  конкретны и могут быть интерпретированы как прямые "указания" или "советы". Вместе с тем это лишь рекомендации, адресованные тем, кто будет их реализовывать  и осуществлять.

Сфера деятельности практического  психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий  социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия  его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего  прикладное исследование. В зарубежной социально-психологической литературе в пользу этого приводятся два  соображения. В наше время концепции и методы социальной психологии имеют большое практическое значение. Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практические социально-психологические центры и фирмы.

К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие  возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сообщений, впечатления, которое производит человек.

          Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. За последнюю четверть XX века, например, количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс). Разнообразные возможности использования практической социальной психологии в современных условиях нашли сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровская, Соловьева и др, 1999). Известный российский психолог Б.Д. Парыгин выделяет следующие области практического применения социальной психологии как науки: экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия. В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии как психология производства, управления, торговли и рекламы, политическая психология, психология религии.

   Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего – проблемы формирования производственных коллективов.

 

Раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум  три ряда отношений:

 

1.    отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);

 

2.    отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

 

3.    отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.)

 

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении  людей, так и в различных системах их отношений, постольку не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования психологического климата. Практически все известные  социальной психологии методики применяются  в данном случае. Социальный психолог в каждой конкретной ситуации творчески  подходит к составлению набора методик. Он может комбинировать при этом методику наблюдения, интервью, социометрию, полярные профили, различные способы  диагностики группы, специальные  приемы установления стиля руководства  и т.д. Профессиональная подготовка психолога, работающего на промышленном предприятии, тем и отличается, что  он в состоянии сам определить необходимый набор методических средств исследования.

В области отношений по горизонтали  обычно выделяют исследование характера  деловых отношений между членами  коллектива (требовательность, взаимопомощь, соревнование, формы и способы  организации совместной деятельности), а также межличностных отношений (традиционно здесь исследуется  система положительных и отрицательных  эмоциональных связей, психологический  статус каждого члена коллектива, система оценок и самооценок членов группы).

Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Социальная психология имеет здесь  свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах.

         Задача психолога, работающего в сфере управления – не просто проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, но и своего рода пропаганда социально-психологических знаний с целью формулирования своей проблематики. Смысл этой деятельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему социальная психология и так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходимость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем. Профессиональная подготовка обязывает его занять активную позицию, основанную как на понимании реальных проблем управления, так и на четком представлении о возможностях социальной психологии. Самостоятельный блок проблем в связи с психологией управления представляет относительно новая область социальной психологии, получившая название «организационное развитие». Эта проблематика возникла первоначально не в недрах социальной психологии, в ее создании принимали участие и виднейшие социологи, и социальные психологи: А.Маслоу, Ф.Херцберг, К.Арджирис и др. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. В ходе этой работы выяснилось, что изолированно обеспечить более высокую квалификацию сотрудников не представляется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работают организации, стала настолько сложной, что организация вынуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям. Но это означает, что и система подготовки персонала должна учитывать изменения в организации, причем учитывать так, чтобы создать наилучшие условия для самоактуализации сотрудников, без которой невозможно повысить эффективность деятельности организации. На этой основе и родилась концепция организационного развития.

             В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.

 

Наряду с этим в программу  организационного развития входит и  огромная работа с персоналом.

 

Перед психологом встает задача обеспечения  трех видов изменений: 1) «изменение»  людей, что подразумевает изменение  стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентации и т.п.; 2) изменение управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр.; 3) изменение самой структуры организации, что предполагает изменение ее целей  для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование  системы коммуникаций и т.д.

В целом ситуацию, сложившуюся в  области прикладных исследований сферы  массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовлетворительной: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массовой информации многократно возрастает. К социально-психологическим  исследованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и  исследования в области рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление  в последние годы тоже заметно  в связи с новыми запросами  практики. Формы деятельности психолога  здесь весьма многообразны, и работа эта относительно хорошо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в мировой социальной психологии.

           В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.

 

Как и во многих других странах, основными  задачами психологической службы в  школе являются помощь в обеспечении  развития здоровой личности, коррекция  разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач  принимают участие и сами работники  школы, и родители, и психологи  различных специализаций, прежде всего  в области возрастной и педагогической психологии.

 

Однако среди множества проблем  и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем. В области психологического просвещения  учителей и родителей социальный психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских  и внутрисемейных конфликтов, на специфике  социализации для детей разного  пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических  знаний в какой-либо одной из групп  может легко разрегулировать все взаимодействие.

Одна из относительно новых сфер приложения социальной психологии –  сфера научной деятельности. В  сложной системе современной  науки организация исследований и управление ими постоянно требуют  решения вопросов, связанных с  психологическими механизмами и  закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является результатом работы множества людей на исследовательских  «комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных  знаний: если ранее такой ячейкой  выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский коллектив. В таком коллективе возникает  чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рождаются  собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые  решения, групповая экспертиза и  т.д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа. Главная  из стоящих здесь проблем –  выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная  научная деятельность». Для традиционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противоречие: эта  деятельность является одновременно и  совместной, и творческой, тогда  как в традиционной психологии творческая (и, соответственно, научная) деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Подход к решению этих вопросов содержится в «программно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном  в отечественной социальной психологии М.Г.Ярошевским. Одна из основных идей этой концепции заключается в  том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др. Вычерчивается ролевой профиль  каждого сотрудника, который является весьма специфичным, т.е. вклад каждого  сотрудника в общую деятельность значительно отличается от вклада каждого  другого.

 

   Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого-либо крупного политического деятеля. Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консультирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («политик не должен жить подсказками» и т.п.).

Информация о работе Возможные сферы применения социально- психологического знания в русле практикой психологии