Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:33, реферат
Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Для выяснения субординации этих двух сфер социально-психологического знания полезно обратиться к следующей схеме (рис. 17).
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КУЛЬТУР
Факультет психологии
ЭССЕ
по курсу « Социальная психология»
Эссе на тему«Возможные сферы применения социально- психологического знания в русле практикой психологии»
Егорова Светлана Викторовна,
студент группы П-2011-2
Москва
2012
Возможные сферы применения социально- психологического знания в русле практикой психологии
Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Для выяснения субординации этих двух сфер социально-психологического знания полезно обратиться к следующей схеме (рис. 17).
Из схемы видно, что фундаментальные
и прикладные исследования, несмотря
на их различия, выполняют две сходные
функции: и те, и другие призваны
дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов
и обеспечить прогноз их развития.
Уровни анализа и прогноза, как
это очевидно, различны. Однако важно,
что продуктом и
Сфера деятельности практического
психолога принципиально иная: он
не дает рекомендаций своим заказчикам,
он вообще не производит исследований,
он сам вмешивается в некий
социально-психологический
К социальной психологии обращаются
также и специалисты в
Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. За последнюю четверть XX века, например, количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс). Разнообразные возможности использования практической социальной психологии в современных условиях нашли сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровская, Соловьева и др, 1999). Известный российский психолог Б.Д. Парыгин выделяет следующие области практического применения социальной психологии как науки: экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия. В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии как психология производства, управления, торговли и рекламы, политическая психология, психология религии.
Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего – проблемы формирования производственных коллективов.
Раскрыть психологический
1. отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);
2. отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);
3. отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.)
Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, постольку не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования психологического климата. Практически все известные социальной психологии методики применяются в данном случае. Социальный психолог в каждой конкретной ситуации творчески подходит к составлению набора методик. Он может комбинировать при этом методику наблюдения, интервью, социометрию, полярные профили, различные способы диагностики группы, специальные приемы установления стиля руководства и т.д. Профессиональная подготовка психолога, работающего на промышленном предприятии, тем и отличается, что он в состоянии сам определить необходимый набор методических средств исследования.
В области отношений по горизонтали
обычно выделяют исследование характера
деловых отношений между
Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах.
Задача психолога, работающего в сфере управления – не просто проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, но и своего рода пропаганда социально-психологических знаний с целью формулирования своей проблематики. Смысл этой деятельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему социальная психология и так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходимость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем. Профессиональная подготовка обязывает его занять активную позицию, основанную как на понимании реальных проблем управления, так и на четком представлении о возможностях социальной психологии. Самостоятельный блок проблем в связи с психологией управления представляет относительно новая область социальной психологии, получившая название «организационное развитие». Эта проблематика возникла первоначально не в недрах социальной психологии, в ее создании принимали участие и виднейшие социологи, и социальные психологи: А.Маслоу, Ф.Херцберг, К.Арджирис и др. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. В ходе этой работы выяснилось, что изолированно обеспечить более высокую квалификацию сотрудников не представляется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работают организации, стала настолько сложной, что организация вынуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям. Но это означает, что и система подготовки персонала должна учитывать изменения в организации, причем учитывать так, чтобы создать наилучшие условия для самоактуализации сотрудников, без которой невозможно повысить эффективность деятельности организации. На этой основе и родилась концепция организационного развития.
В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.
Наряду с этим в программу организационного развития входит и огромная работа с персоналом.
Перед психологом встает задача обеспечения
трех видов изменений: 1) «изменение»
людей, что подразумевает изменение
стиля их поведения в соответствии
с новыми условиями в организации,
их квалификации, ценностных ориентации
и т.п.; 2) изменение управленческих
технологий, что включает в себя
совершенствование методов
В целом ситуацию, сложившуюся в
области прикладных исследований сферы
массовой коммуникации и пропаганды,
нельзя считать удовлетворительной:
важность таких исследований осознается
и специалистами, и заказчиками,
особенно в современных условиях,
когда роль средств массовой информации
многократно возрастает. К социально-психологическим
исследованиям в области
В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.
Как и во многих других странах, основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии.
Однако среди множества
Одна из относительно новых сфер
приложения социальной психологии –
сфера научной деятельности. В
сложной системе современной
науки организация исследований
и управление ими постоянно требуют
решения вопросов, связанных с
психологическими механизмами и
закономерностями этой системы. Возрастает
значение коллективных форм деятельности,
и это в значительной мере ломает
устойчивый стереотип научного творчества
как творчества отдельных выдающихся
личностей, поскольку производство
знаний является результатом работы
множества людей на исследовательских
«комбинатах». В соответствии с этим
существенно изменяется тип исходной
социальной ячейки по производству научных
знаний: если ранее такой ячейкой
выступала научная школа, то теперь
это, скорее, исследовательский коллектив.
В таком коллективе возникает
чрезвычайно высокая интеграция
его членов, все чаще рождаются
собственно коллективные продукты научного
творчества: групповые проекты, групповые
решения, групповая экспертиза и
т.д. Субъектом исследовательского
труда становится малая группа. Главная
из стоящих здесь проблем –
выявление специфики такого вида
деятельности, как «коллективная
научная деятельность». Для традиционной
психологии такой вид деятельности
содержит очевидное противоречие: эта
деятельность является одновременно и
совместной, и творческой, тогда
как в традиционной психологии творческая
(и, соответственно, научная) деятельность
всегда рассматривалась как
Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого-либо крупного политического деятеля. Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консультирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («политик не должен жить подсказками» и т.п.).