Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 22:18, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные виды его.
Задачи:
- описать природу мыслительного процесса;
- рассмотреть основные операции и фазы мышления;
- рассмотреть основные виды и уровни мышления;
- описать индивидуальные особенности мышления.
1. Введение
2. Возникновение, формирование и протекание процесса мышления
2.1. Психологическая природа мыслительного процесса
2.2. Основные операции и фазы как стороны мыслительной деятельности
3. Основные уровни и виды мышления
3.1.Обзор и описание различных видов мышления, его уровни
3.2. Индивидуальные особенности мышления
4. Заключение
Список литературы
Содержание
1. Введение
2. Возникновение, формирование и протекание процесса мышления
2.1. Психологическая природа мыслит
2.2. Основные операции и фазы как стороны
мыслительной деятельности
3. Основные уровни и виды мышления
3.1.Обзор и описание различных видов мышления, его
уровни
3.2. Индивидуальные особенности мышления
4. Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время исследования мышления является
одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным
постулированием единства сознания и
связей между отдельными его связями.
Изначально изучение мышления приписывалось
больше философам и другим, взаимодействующим,
так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя
границы, психология поставила изучение процесса
мышления как материального. Психология стал
Цель данной работы заключается в том,
чтобы получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные виды его.
Объект исследования – мышление, предмет
– мыслительные и познавательные процессы.
Задачи:
- описать природу мыслительного процесса;
- рассмотреть основные операции и фазы
мышления;
- рассмотреть основные виды и уровни мышления;
- описать индивидуальные особенности
мышления.
Проблемами мышления занимались многие психологи. Тихомиров Олег Константинович,
один из современников, написал много работ, посвященных
мышлению. Выготский Лев Семенович классик
и его фундаментальные труды такие как
«Мышление и речь». Теплов Борис Михайлович и его классические
психологические работы по способностям и одаренности. Андрей Владимирович Брушлински
2. Возникновение,
формирование и протекание мышления
2.1 Психологическая
природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению
является действием или актом деятельности.
Направлен он на решение определенной
задачи. Задача эта заключает в себе цель
для мыслительной деятельности индивида,
соотнесенную с условиями, которыми она
задана. Реальный мыслительный акт субъекта
исходит из различных мотивов. Моментом
начала мыслительного процесса является
проблемная ситуация. Тогда же и появляется потребность
что-то понять. Удивление или недоумение,
противоречие, вопрос или проблема это
то, с чего обычно начинается мышление.
“Наличие знаний и уменье владеть ими
— необходимые предпосылки продуктивной
работы мысли и развития ума” (5) стр.
Эти ситуации они затягивают личность в мыслительный процесс. Итак
ситуация возникла, и она является фактором
к возникновению, но если есть начало в
этом случае должен быть определенный
конец. Конец достигается тогда, когда
поставленная задача решена. Тот случай, когда поставленная задача
не решена, переносится субъектом как
срыв или неудача. Процесс мышления в целом
является сознательно регулируемой операцией. Эмоцио
Мыслительный процесс является активным,
целеустремленным волевым актом. Разрешение
задачи требует значительного волевого
усилия для преодоления встающих перед мышлением трудностей. Сознательная целенаправленность
существенно характеризует мыслительный
процесс. Осознание стоящей перед мышлением
задачи определяет всё течение мыслительного
процесса. Это своеобразная система сознательно
регулируемых интеллектуальных операций.
Мышление сопоставляет, соотносит каждую мысль, с задачей, на разрешение которой
направлен мыслительный процесс. Мышление
как сознательный процесс характеризует
проверка, критика и контроль. Привилегией мысли как сознательного
процесса является возможность осознать
ошибку. Всякий мыслительный процесс совершается
в обобщениях. Выражаются обобщения в понятиях - специфическом содержании
мысли. Понятия при этом, не выступая в
изолированном виде, они функционируют
в единстве с наглядными моментами представлений
и с речью, которая, вместе с тем является
неким слуховым или зрительным образом.
Наглядные элементы включаются в мыслительный
процесс. Они включаются в виде образных
представлений, в виде схем и в виде слов.
Словами оперирует понятийное мышление,
так как оно является словесным. Мыслительный
процесс включает в себя слабо и сильно
обобщенные образы-представления. Как
отвлеченное значение слова, так и наглядный образ могут быть носителями смыслового
содержания и значения.
«Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными
понятиями, но и образами, как это с особенной
очевидностью доказывает существование метаф
Образ, как и образ предмета, имеет семантическое
содержание. Воспринимаемый или представляемый
субъектом образ фигурирует как правило,
в связи определенным значением, выраженным
в слове: он обозначает предмет. Выполняя
семантические функции и включаясь в мыслительный
процесс, образ сам интеллектуализируется.
Обобщенное значение образа преобразует
чувственное содержание мыслительного
процесса, на передний план выступают
черты, связанные с его значением, побочные
выносятся на задний план. Результатом
становится восприятие образа как более совершенного
носителя мысли. Переход от представления
к схеме является последним этапом интеллектуализации
образа. Схема играет значительную роль.
Мы не всегда мыслим в развернутых словесных
формулировках, мысль зачастую опережает слово. Когда мысль работает очень быстро, мы как бы намечаем
место мысли в некоторой системе и затем
передвигаем её. Случай оперирования мыслью на основе
некой схемы способствует лишь предвосхищению
нами в нашем сознании еще не развернутой
системы мыслей. Основываясь на такую
схему, мы можем оперировать лишь наметками,
не обременяя саму мысль деталями. При
быстром мышлении человек мыслит именно так. Но основное
значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Мышление в понятиях – преимущественно
словесное мышление. Слово - форма существования
мысли, его непосредственная данность. Значение слова, его обобщение, представляет
собой акт мышления. Процесс мышления
протекает в сложном сочетании наглядно
- образного содержания представлений.
Вербальное обозначение содержания мышления
при этом выходит за пределы непосредственной
наглядности. Преимущество слова заключается
в том, что чувственно – наглядная составляющая
слова имеет только лишь значение семантического
содержания. Только из-за этого она может
быть пластическим носителем содержания
мысли в понятиях. Как правило, кто - либо
начинает замечать слова как звуковые
образы только лишь в случае непонимания
их значения. В силу этого слово наиболее
подходящее средство обозначения интеллектуального
содержания мысли.
В самых разнообразных формах осуществляется
одно из самых сильных сплетений: логического
мышления в понятиях и наглядного содержания.
Неотделимо от всей чувственно – наглядной
основы логическое абстрактное мышление. Единство логического и чувственно –
наглядного в том, что мышление исходит
из чувственного созерцания и включает
в себя наглядные элементы, в то же время
наглядно-образное содержание включает
в себя смысловое содержание. Они как бы
взаимопроникают и переходят друг в друга. Существенно и качественно
отличаясь от всех других психических
процессов, сохраняя специфику мышления,
мыслительный процесс всегда вплетен
в целостность психической жизни. Он вступает
в связи и взаимопроникает во все стороны
психической деятельности - потребности
и чувства, волю и целеустремленность,
наглядные образы – представления и словесную
форму речи. Направленность на решение
проблемы или задачи остается специфичным
для мышления как мыслительного процесса,
для мысли как его содержания – обобщенное
отражение более существенных сторон
существования человека в понятиях, умозаключениях и суж
2.2 Основные операции
и фазы мыслительной деятельности
Исходящая проблемная ситуация, с которой
начинается мыслительный процесс свидетельствует
о том, что исходная ситуация дана в представлениях
субъекта не адекватно. Её аспект случаен,
он находится пока еще в несуществующих
связях. И чтобы разрешить эту задачу в
результате мыслительного процесса, необходимо
прийти к более адекватному познанию аспектов
поставленной задачи. Мышление идет к
этому посредством многообразных операций.
Эти операции составляют различные взаимосвязанные
и переходящие друг в друга стороны мыслительного
процесса. Этими операциями являются срав
Сравнение, сопоставляя вещи, явления,
их свойства, вскрывает различия и тождества.
Вскрывая различия одних вещей и тождества
других вещей, сравнивая их, приводит их
некой классификации. Сравнение зачас
Анализ, мысленное расчленение предмета,
ситуации, явления и выявление составляющих
его элементов, сторон, моментов, частей.
С помощью анализа субъект вычленяет явления
из случайных и несущественных связей,
в которых они часто даны в восприятии.
«Анализ, расчленяющий сложное на единицы
указывает путь для разрешения жизненно
важного для всех рассматриваемых нами
учений» Выгодский стр17
Синтез же восстанавливает расчленяемое
анализом целое, вскрывая более или менее
существенные связи и отношения выделенных
анализом элементов. Анализ расчленяет
проблему, синтез по - новому объединяет
данные для её решения. Мысль, анализируя
и синтезируя, проходит путь от расплывчатого
понятия о предмете к понятию, в котором
анализом выявлены основные элементы,
а синтезом раскрываются существенные
связи целого. Анализ и синтез, как и все
мыслительные операции, возникают сначала
в плане действия. Теоретическому анализу
предшествовал практический анализ вещей
в действии, которое расчленяет их практических
целях. В логическом содержании анализ
и синтез взаимосвязаны. Причем эта связь
неразрывна. Анализ без синтеза, как правило,
приводит к механическому сведению целого
к сумме частей. А синтез без анализа невозможен,
так как он должен восстановить в мысли
целое в существенных взаимосвязях его
элементов. А это уже выделяет анализ.
Анализ и синтез непрерывно переходят
друг в друга, они должны как две стороны
целого строго покрывать друг друга. А
могут и поочередно выступать на передний
план. Это обусловлено в первую очередь характером материала. Если исходные данные
не точны, их содержание не четко, тогда
на первых этапах неизбежно будет преобладать
анализ. А если к началу мыслительного
процесса все данные поступают с достаточной
отчетливостью, тогда мысль пойдет по
преимуществу по пути синтеза. В самом
складе некоторых людей наблюдается преимущественная
склонность к анализу или к синтезу. Бывают
по преимуществу аналитические умы, главная
сила которых в четкости и точности, в
анализе. Бывают по преимуществу синтетические
умы, особая сила которых в широте синтеза.
Но у подлинно больших умов, создающих
ценное в научной мысли, анализ и синтез
более или менее уравновешивают друг друга.
Абстракция – это выделение, вычленение
и извлечение одной какой–нибудь стороны,
свойства, момента явления или предмета,
в каком–нибудь отношении существенного,
и отвлечение от остальных. Абстракция
в действии, предшествующая мыслительному
отвлечению возникает в практике. Поскольку
действие неизбежно отвлекается от целого
ряда свойств предметов, выделяя, прежде
всего те, которые имеют более или менее
непосредственное отношение к потребностям
человека, то, что существенно для практического
действия. Примитивная чувственная абстракция
отвлекается от одних чувственных свойств
предмета или явления, выделяя другие
чувственные же свойства или качества
его.
Рассматривая предметы человек, может
выделить их форму, отвлекшись от их цвета,
или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись
от их формы. В силу бесконечного многообразия
действительности никакое восприятие
не в состоянии охватить все её стороны.
Поэтому примитивная чувственная абстракция,
выражающаяся в отвлечении одних чувственных
сторон действительности от других, совершается
в каждом процессе восприятия и неизбежно
связана с ним. Такая изолирующая абстракция
тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная чувственная абстракция
зарождается как результат избирательной
функции внимания, связанной с организацией действия. От примитивной чувственной
абстракции, не отрывая друг от друга,
следует отличать высшую форму абстракции.
Высшая форма подразумевает рассмотрение
абстрактных понятий. От чувственной абстракции,
абстракция затем переходит в отвлечение
от чувственных свойств предмета и выделение
его нечувственных свойств, выраженных
в отвлеченных абстрактных понятиях. Отношения
между вещами обусловлены их объективными
свойствами, которые в этих отношениях
выявляются. Исходя из этого, мысль может
через посредство отношений между предметами
выявить их абстрактные свойства. В своих
высших формах абстракция является результатом
раскрытия все более существенных свойств
вещей и явлений через их связи и отношения.
Если мы перейдем к абстрактному, которое
раскрывается через отношения к конкретным
вещам, тогда мысль не отрывается от конкретного,
а в любом случае к нему возвращается.
При этом возврат к конкретному, от него
мысль и отталкивается на пути к абстрактному,
в любом случае будет связан с обогащением
познаний. Отталкиваясь от конкретного
и возвращаясь к нему же через абстрактное,
познание мысленно реконструирует конкретное
во все большей полноте его содержания,
как переплетение многообразных абстрактных
определений.
Обобщение или генерализация зарождается
в плане действий, потому что индивид одним
и тем же генерализированным действием
отвечает на разные раздражения и производит
их в разных ситуациях на основании общности
лишь некоторых их свойств. Ведь в различных
ситуациях одно и то же действие вынуждено
осуществляться посредством разных действий,
однако сохраняется одна и та же схема.
Подобная схема по существу и будет являться понятием в действии, а его не применение
к другой ситуации своеобразным суждением в действии. Но не подразумевается суждение как сознательный акт, следует
подразумевать их действительную основу,
некий корень и прототип. Сам процесс обобщения
стоит понимать как отбор и отсев того, что уже дано в изначальном
виде в содержании чувственно воспринимаемых
свойств предмета. Этот процесс можно
назвать не тем, который обогащает и углубляет
наши знания, а объединяющим. Обобщение
сводится к отбрасыванию специфических,
особенных, единичных признаков и сохранению
тех, которые оказываются общими для ряда
единичных предметов. Общее представляется
как повторяющееся единичное. Это обобщение,
очевидно, не может вывести за пределы
чувственной единичности, следовательно
не открывает подлинного существа того
процесса, который приводит к абстрактным понятиям. Смотря с этой позиции нельзя
не заметить, что процесс обобщения представляется
нам как не раскрывающий новые свойства,
а как простой отбор и отсев из числа тех
данных, которые даны изначально. Получается,
что процесс обобщения обедняет, а не углубляет
и обогащает. На самом деле это в корне
не так. Положительно ядро лежит в раскрытии
существенных связей. Существенно связанное
вот что общее. Из этого можно вывести
уже в качестве вторичного, производного
повторяемость общего, его общность для
целого ряда или класса единичных предметов.
Существенно то, что между собою связанное
именно в силу этого неизбежно повторяется.
Исходя из этого, обобщение может совершаться
по пути сравнения, выделяющего общее
в ряде предметов и явлений. Так совершается
процесс обобщения на низших ступенях
и в более элементарных своих формах. Высшие
же формы обобщения, к ним мышление приходит
через опосредование, через раскрытие
отношений, связей, закономерностей развития.
Вкратце рассмотрев операции,
перейдем к фазам, что также немаловажно.
В развернутом мыслительном процессе
можно различать несколько этапов или
фаз.
Начальная фаза – более или менее отчетливое
осознание проблемной ситуации. Осознание
проблемной ситуации может начаться с
чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности.
Удивление может быть порождено неожиданной
неудачей привычного действия или способа
поведения. Проблемная ситуация может
возникнуть сначала в действенном плане.
Данные затруднения в плане действий начинает
сигнализировать о наличии проблемной
ситуации, а удивление дает эту ситуацию
почувствовать. И еще необходимо осмыслить
проблему как таковую, что требует работы
мысли. Но не надо представлять что мыслительный
процесс начинается с того момента как
установлена ситуация. Сама постановка
проблемы это уже акт мышления, который
в свою очередь требует мыслительной работы.
В процессе мышления все моменты находятся
в диалектической связи. И это не позволяет
их разрывать и линейно располагать. Сформулировать
в чем вопрос, значит уже подняться до
известного понимания. Понять задачу или
проблему, значит найти путь или метод
её решения, а возможно и решить её. Первым
признаком мыслящего человека является
умение видеть проблему там, где она есть.
Возникновение вопроса является признаком
начинающей работы мысли и зарождающего
понимания.
Решение задачи – следующая фаза мыслительного
процесса. Оно совершается множеством разнооб
Завершающая фаза – окончательное суждение
в пределах данного мыслительного процесса,
фиксирующее достигнутое в нем решение
проблемы. Затем результат мыслительной
работы переходит в непосредственную
практику. Практика подвергает мысль решающему
испытанию и ставит новые задачи – развития,
уточнения, исправления или изменения
первоначально принятого решения.
3. Основные уровни
и виды мышления
3.1 Обзор и описание
различных видов мышления, его уровни
Мышление человека включает в себя мыслительные
операции различных видов и уровней.
Различным может быть их познавательное
значение. Неравноценны в познавательном
отношении элементарный мыслительный
акт, посредством которого ребенок разрешает
встающие перед ним затруднения. И системы
мыслительных операций, посредством которых
ученый может разрешить научную проблему
о закономерности протекания каких либо
сложных процессов. Можно различать разные
уровни мысли в зависимости от того, насколько
высок уровень ее обобщений, насколько
глубоко вместе с тем она переходит от
явления к сущности, от одного определения
сущности к все более глубокому ее определению.
Таким разными уровнями мышления являются
наглядное мышления в его элементарных
формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
Теоретическое мышление, раскрывающее
закономерности своего предмета, является
высоким уровнем мышления. Теоретическое
мышление направлено на познание наиболее
общих законов и правил. Оно оперирует
наиболее общими категориями и понятиями.
Всякого рода научные концепции, теории,
методологические основания науки являются продуктом этого вида
мышления. Теоретическое мышление составляет
основу научного творчества. Но было бы
совершенно неправильно сводить мышление
в целом исключительно к теоретическому
мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем
мыслительные операции, не только решая
теоретические проблемы, но и наглядное
мышление, поскольку в некоторых случаях
мы разрешаем стоящие перед нами задачи,
оперируя в основном наглядными данными.
Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое
многообразными способами переходят друг
в друга. Различие между ними относительно
и оно не означает внешней полярности,
но оно существенно. Всякое мышление совершается
в более или менее обобщенных, абстрактных
понятиях, и во всякое мышление включаются
более или менее наглядные чувственные
образы; понятие и образ-представление даны
в нем в неразрывном единстве. Человек
не может мыслить только в понятиях без
представлений, в отрыве от чувственной
наглядности; он не может также мыслить
одними лишь чувственно-наглядными образами,
без понятий. Может быть, поэтому нельзя
говорить о наглядном и о понятийном мышлении
как о внешних противоположностях; но
тем не менее, поскольку представление
и понятие не только связаны друг с другом,
но и отличны друг от друга, внутри единого
мышления можно различать, с одной стороны,
наглядное, с другой – абстрактно-теоретическое
мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного
и общего осуществляется в нем по преимуществу
в форме наглядного образа-представления
и понятия осуществляется в нем по преимуществу
в форме общего понятия. Будучи различными
уровнями или ступенями познания, образное
и абстрактно-теоретическое мышление
являются вместе с тем в известном смысле
разными сторонами единого процесса и
равно адекватными способами познания
различных сторон объективной действительности.
Понятие отвлеченного мышления отражает
общее; но общее никогда не исчерпывает
особенного и единичного; это последнее
отражается в образе. “Поэтому мысль,
особенно последовательно проведенная
в системе Гегеля, будто образ является
только низшим уровнем познания, который
на высшем должен и может быть без остаточно
заменен понятием, является заблуждением
рационалиста, ошибочно воображающего,
что можно исчерпать действительность
понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное
мышление и абстрактно-теоретическое
не только как два уровня, но и как два
вида или два аспекта единого мышления;
не только понятие, но и образ выступает
на всяком, даже самом высшем, уровне мышления” (2) стр335.
Оперируя с наглядными данными, мы используем
наглядно действенное мышление и наглядно
образное мышление. Наглядно действенное
это мышление, которое сводится к реальным,
практическим действиям человека в наглядно
воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние,
умственные действия сведены к минимуму,
а задача в основном решается за счет внешних,
практических действий с реальными материальными
предметами. Наглядно образным мышлением
называют мышление, при котором задачи
решаются не путем манипуляций с реальными,
материальными предметами, а с помощью
внутренних действий с образами этих предметов.
В том, что образ обогащает мысль, можно
убедиться на примере любой метафоры.
Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует, поэтому раскрытия
в образной форме ее общего смыслового
содержания, так же как при употреблении
метафорического выражения требуется
подыскать образы, которые бы адекватно
выразили общую мысль. Но как бы это выглядело,
если бы образ ничего не прибавлял к общей
мысли. Весь смысл, метафоры – в тех новых
выразительных оттенках, которые привносит
метафорический образ; вся ее ценность
в том, что она прибавляет к общей мысли,
выражая ее. Метафорические образы выражения
общей мысли имеют смысл, только поскольку
они содержат больше того, что дает формулировка
мысли в общем положении. Образное выражение
передает еще много дополнительных оттенков
ему лишь свойственной выразительности.
Оно передает не только голый факт, но
и отношение к нему. Сравнение говорит
о том, что с точки зрения говорящего речь идет не о банальном случае,
а о чем либо - важном, значительном. Оно
оттеняет также момент стихийности, независимость
происшедшего от воли человека и этим
устраняет момент личной вины. Образное
метафорическое выражение и вполне адекватно
выражает общую мысль, и выходит за ее
пределы, вводя дополнительные оттенки
и моменты, не заключенные в общем положении.
Метафорическое выражение может, поэтому
служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия
и образа, так и качественного своеобразия
образа, его отличия от понятия. Специфическим
для поэтического образа является при
этом не наглядность, а выразительность
его. Это положение существенно для понимания
художественного мышления. Рассмотрим
художественное мышление. Образ, отражая
единичное, конкретное, вместе с тем выполняет
и обобщающую функцию; будучи не бескровной
абстрактной схемой, а изображением живого
конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до
типичного, т.е. общего. В корне ошибочно
было бы видеть в образе только единичное.
Образ также в той или иной мере заключается
в себе единство единичного и общего; они
необходимо в той или иной мере взаимосвязаны
в нем, потому что они взаимосвязаны в
объективной действительности, которая
в нем отображается. В силу того что образ
в художественном мышлении выполняет
и обобщающую функцию, образное содержание художественного
произведения может быть носителем его идейного
содержания. Если бы наглядный образ не
мог включать в себя идейное содержание,
то художественное произведение, которое
всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы, либо безыдейным, либо
тенденциозным. Потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое
произведение, которое давало бы идейное
содержание помимо образов, в общих формулах,
и безыдейным такое, которое не давало
бы его вовсе. По существу всякое художественное
произведение не только может, но и неизбежно
должно иметь, то или иное идейное значение,
так как каждое художественно произведение
выражает в какой-то мере определенную
идеологию. Вопрос в том, насколько совершенно
оно это делает. «...всякое произведение
искусства таит в себе внутренний разлад
между содержанием и формой, и... именно
формой достигает художник того эффекта,
что содержание уничтожается, как бы погашается»
(16) стр.273
В подлинно художественном произведении,
одновременно идейном и художественном, само его образное содержание и только
оно является носителем его идейного содержания,
и оно выражает его иначе, чем этом можно
сделать в отвлеченных формулах и общих
положениях. Образное мышление является,
таким образом, специфическим видом мышления.
Наряду с вопросом о наглядно-образном
и теоретическом мышлении в современной
психологии встает и вопрос о теоретическом
и практическом мышлении. Традиционная
психология исходила из внешнего противопоставления
мышления и практической деятельности,
при исследовании мышления имелись ввиду
исключительно отвлеченные задачи научного
мышления и теоретическая деятельность,
направленная на их разрешение. Вопрос
о соотношении мышления и деятельности
– практический, поскольку он ставился,
разрешался большей частью просто: теоретические
интеллектуальные операции принимались
как нечто первичное; эти операции совершаются
во внутреннем плане сознания; затем деятельность
строится на их основе. Разумная деятельность
с этой точки зрения лишь переносит во
внешний план действия результаты теоретического
мышления. Отношение мышления к действию
всегда мыслилось как односторонняя зависимость
деятельности от абстрактного мышления;
притом эта зависимость представлялась
неизменной на всех ступенях исторического
развития. Всякое действие, которое не
было реализацией теоретического мышления,
могло быть лишь навыком, инстинктивной
реакцией, - проще говоря, не интеллектуальной
операцией; поэтому создаётся альтернатива:
либо действие не имеет интеллектуального
характера, либо оно - отражение теоретического
мышления. Возможно исследования В. Кёлера
человекоподобных обезьян дали новый
толчок для иной, тоже в конечном счете
неправильной, постановки вопроса; в связи
с этим исследованиями возникло понятие
так называемого практического интеллекта. Опыты с шимпанзе, построены
по типу экспериментов Келера, были затем
– сначала Келером, а потом К.Бюлером –
повторены с детьми; за ними последовал
целый ряд экспериментов, проводившихся
с нормальными и умственно отсталыми детьми
и взрослыми. Основная задача практического
мышления - подготовка физических преобразований
действительности, то есть постановка
цели, создание плана, проекта, схемы действий
и преобразований. Его способность заключается
в том, что оно часто развертывается в
условиях дефицита времени, а также в том,
что в условиях практической деятельности
его субъект обладает ограниченными возможностями
для проверки гипотез. После того как вы
со своими грибами упали в реку с неправильно
рассчитанного и сделанного плавательного
средства, бессмысленно составлять план
переправы через реку. Он, с одной стороны,
как будто выражает преодоление той точки
зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстра
В конечном счете, специфические особенности
различных видов мышления обусловлены
у разных людей, прежде всего специфичностью
задач, которые им приходится разрешать;
они связаны также с индивидуальными особенностями,
которые у них складываются в зависимости
от характера их деятельности. Теоретическое
и эмпирическое мышление отличаются друг
от друга по характеру понятий, которыми
мышление оперирует. Теоретическое мышление
оперирует по возможности точно определенными
понятиями, относительно которых степень
согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление-это мышление интуитивное и
ситуативное определяемыми понятиями,
кроме того, в данном случае между понятиями,
используемыми разными людьми, может быть
низкая степень согласованности. Также
нельзя не отметить продуктивное мышление.
Оно порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным,
например, является мышление ученого,
делающего новое открытие, писателя, создающего
новое произведение, художника, пишущего
новую картину. Репродуктивное - это мышление,
повторно открывающее уже известные знания
или воссоздающее то, что кем-то когда-то
уже было создано. Репродуктивное мышление
характерно для людей, которые многократно
решают типичные задачи. В таком мышлении
человек идет известным, пройденным путем,
поэтому данный вид мышления также называют
нетворческим. Различают также интуитивное
и аналитическое мышление. Аналитическое
мышление развернуто во времени, имеет
более или менее четко очерченные этапы,
а сам процесс мышления в достаточной
мере осознан. В отличие от аналитического,
интуитивное мышление свернуто во времени,
иногда решение проблемы производится
молниеносно, в нем отсутствуют этапы,
и наконец, его процесс осознается в минимальной
степени. Очень важным с точки зрения приспособительных
функций мышления является его деление
на реалистическое и аутистическое. Реалистическое
мышление основывается на реальных знаниях
о мире, направлено на достижение целей,
обусловленных жизненно важными потребностями
и обстоятельствами, оно регулируется
логическими законами, а его течение осознанно
контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных,
иррациональных допущениях при игнорировании
реальных фактов. Основной его движущей
и направляющей силой являются плохо осознаваемые
или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием. Словесно-логическое мышление
- высший вид мышления человека, имеющий
дело с понятиями о предметах и явлениях,
а не с самими предметами, явлениями или
их образами. Данный вид полностью протекает
во внутреннем, умственном плане. В конечном
счете, специфические особенности различных
видов мышления обусловлены у разных людей,
прежде всего специфичностью задач, которые
им приходится разрешать; они связаны
также с индивидуальными особенностями,
которые у них складываются в зависимости
от характера их деятельности.
3.2 Индивидуальные
особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления
у различных людей проявляются по-разному.
Складывается соотношение разных и взаимодополняющих
видов и форм мыслительной деятельности
(наглядно-образного, наглядно-действенного
и отвлеченного мышления). К индивидуальным
особенностям мышления относятся также
и другие качества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мысли, самостоятельность.
Самостоятельность мышления проявляется,
прежде всего, в умении увидеть и поставить
новый вопрос, новую проблему и затем решить
их своими силами. Творческий характер
мышления отчетливо выражается именно
в такой самостоятельности. Гибкость мы
Критичность ума — умение человека объективно
оценивать свои и чужие мысли, тщательно
и всесторонне проверять все выдвигаемые
положения и выводы. В настоящее время
существуют как минимум три трактовки
понятия интеллекта:1. Биологическая трактовка:
“способность сознательно приспосабливаться
к новой ситуации” 2. Педагогическая трактовка:“способность
к обучению, обучаемость” 3. Структурный
подход, сформулированный А. Бине: интеллект
как “способность адаптации средств к
цели”. С точки зрения структурного подхода,
интеллект - это совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных
процессов человека определяет его интеллект.
“Интеллект — это глобальная способность
действовать разумно, рационально мыслить
и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами”
(Векслер), т.е. интеллект рассматривается,
как способность человека адаптироваться
к окружающей среде. Какова же структура
интеллекта? Существуют различные концепции,
пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так,
в начале века Спирмен выделил генеральный
фактор интеллекта «фактор О» и «фактор
5», служащий показателем специфических
способностей. С точки зрения Спирмена,
каждый человек характеризуется определенным
уровнем общего интеллекта, от которого
зависит, как этот человек адаптируется
к окружающей среде. Кроме того, у всех
людей имеются в различной степени развитые
специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных
задач. Терстоун с помощью статистических
методов исследовал различные стороны
общего интеллекта, которые он назвал
первичными умственными потенциями. Он
выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т. е. способность
оперировать числами и выполнять арифметические
действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е.
легкость, с которой человек может объясняться,
используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность
понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность
представлять себе различные предметы
и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий
между предметами и изображениями.
Позже Гилфорд выделил сто двадцать факторов
интеллекта, исходя из того, для каких
умственных операций они нужны, к каким
результатам приводят эти операции и каково
их содержание. Содержание может быть
образным, символическим, семантическим,
поведенческим. По мнению Кэттела сто
девяносто шесть факторов, у каждого из
нас уже с рождения имеется потенциальный
интеллект, который лежит в основе нашей
способности к мышлению, абстрагированию,
рассуждению. Примерно к двадцати годам
этот интеллект достигает наибольшего
расцвета.
Заключение
Изучая мышление, как и любой другой психический
процесс, психологическая наука учитывае
Информация о работе Возникновение, формирование и протекание процесса мышления