Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 17:14, контрольная работа
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию.
1 вопрос. Возникновение и перспективы
развития профориентации в
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появилась профессии, а следственно, и потребность в ориентации на эти профессии. История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов. Другие примеры дает нам древняя история Спарта, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме - система отбора и обучения гладиаторов. Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором.
Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно. Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально- профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться, лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью - Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более летальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других стран. В своей работе бюро руководствовалась следующими положениями: · по значимости выбор профессии можно прировнять к супружескому выбору;· профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;· никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;· молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;· выбор профессии протекает, чем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессии.
Социально-экономические преобразования, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. При переходе к информационному обществу изменяются потребности и структура рынка труда, рынка специалистов, в том числе и квалификационные требования к ним. В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы.
В России, по данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50 % старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46 % - ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодежи. Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Новая социально-экономическая ситуация порождает особые проблемы:
- Противоречие между
- Противоречие между
- Противоречие между
- Противоречие между огромной
значимостью профориентации
- Необходимость подготовки
- Необходимость учитывать в
работе с населением
Решение этих проблем становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства. Недаром в США отмечали в 2003 году 100-летие профориентации, подчеркивая ее важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны и связывая дальнейшие перспективы ее развития с повышением качества профессионального образования.
Анализ возникновения и развития профориентации в разных странах позволяет выделить важные тенденции и закономерности:
1. Само появление профориентации
связано с увеличением в
2. Развитие профориентации
3. В этом смысле, профориентация
может рассматриваться как
1) школьная профориентация, а также
трудовое воспитание
2) кадровый менеджмент на уровне организации и отраслей;
3) управление человеческими
4. Эффективность профориентации
заметно возрастает, когда формируется
система психолого-
5. Эффективность профориентации повышается, когда работа ведется системно, комплексно.
6. Эффективность профориентации
повышается, когда она проводится
со всеми категориями
Осуществляемая в настоящее время профилизация старшей школы не только позволяет, но и предписывает общеобразовательному учреждению использовать ряд ранее недоступных временных, методических, организационных ресурсов, значимых для формирования у школьников готовности к продолжению образования, социально востребованной и профессиональной деятельности. В первую очередь, это нововведения в основной и старшей школе, привносимые профилизацией, которые имеют высокий профориентационный потенциал (элективные курсы создают образы трудовых действий, портфель индивидуальных достижений обеспечивает образовательную и профессиональную самоидентификацию). Они смогут обеспечить открытость школы для культурных, социальных и профессиональных общностей, а предусмотренная профилизацией организация сетевых форм взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой и с объектами внешкольной социокультурной среды также создаст условия для повышения социальной зрелости подростков.
2 вопрос. Сущность профессионального самоопределения.
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить. Чаще выпускники школы выбирают профессию по наставлению родителей, что в большинстве случаев отрицательно влияет в будущем на человека. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессии. В процессе профессионального самоопределения могут возникнуть следующие проблемы:
- Формирование собственного
- Постоянный анализ к
- Принятие решение о выборе профессии или ее смене.
- Уточнение и коррекция карьеры.
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления человека является его способностью видеть личностный смысл в своем труде. В течение жизни личность постоянно изменяется и развивается, следовательно: на разных стадиях развития человека одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. В юности человек видит себя, например юристом, но в процессе жизненного пути, либо в процессе обучения понимает, что эта профессия не для него. А заниматься делом, которое не нравится, очень тяжело. Это я поняла 7 лет назад, когда пришла работать в школу, закончив колледж по специальность «Социальная педагогика». Учеба нравилась, было интересно изучать психологию детей, что имело важное значение для будущего, для себя как для будущей матери. Но, придя работать в школу, я поняла, что это не мое. Приходилось заставлять себя идти на работу, заниматься не любимым делом. Другую работу найти не могла, так как проживаю в небольшом поселке, вакансий свободных мало. В целом в школе проработала я 7 лет, из них два года находилась в отпуске по уходу за ребенком. Но 5 месяцев назад улыбнулась мне удача, предложили новую работу, теперь я работы специалистом по опеке и попечительству, работа мне очень нравится. Уже не приходится заставлять себя идти на работу, на работу я иду с удовольствием, занимаюсь можно сказать любимым делом. А в юношеском возрасте, когда я заканчивала школу, если бы кто-нибудь оказал помощь по выбору профессии, возможно не пошла бы учиться в педагогический колледж, и выбрала бы другую профессию. Но сейчас все хорошо, и работой своей я довольна. Можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение человека продолжается всю сознательную жизнь, а не заканчивается завершением обучения. Человек учится всю жизнь. Профессий тысячи, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальные склонности к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения (психологи называют это социальным престижем профессии), приносит моральное удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу. Большинство старшеклассников это осознает.
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать. Профессиональное самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирает (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
Информация о работе Возникновение и перспективы развития профориентации в современных условиях