Возникновение и развитие человеческого сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Сознание. Природа человеческого сознания……………………………...............3

Возникновение сознания у человека………………………………………………6

Развитие сознания……………………………………………………………………7

Характеристика понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»………10

Руководство и лидерство……………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………...13

Перечень используемой литературы………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

возникновение и развитие человеческого сознания.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Главной чертой эффективного руководства людьми является гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен умело использовать преимущества того или иного стиля лидерства и нейтрализовать его слабые стороны.

Заключение

 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история  становления сознания не выходит, за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть определена и выражена в слове.

 

     Точно  так же в онтогенезе возникает  и начинает развиваться индивидуальное  сознание человека. Для его становления  также необходимы совместная  деятельность и активное общение  взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становиться средством мышления.

 

     Сознание  предполагает осознание человеком  не только внешнего мира, но  и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и  чувства людей материально воплощаются  в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.   

 

 

 

Перечень  используемой литературы

 

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.                                                                 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. – М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и бессознательное: 132 – 148.)        3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23 – 33.)                                                                                                                    4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – Т. I. – М., 1983 (Возникновение и развитие сознания человека: 222 – 279.)                                                5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. – Т. I. – М., 1989. (Сознание человека: 156 – 190.)                                                                                                                6. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)                                                                

7. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)

8. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика – речь – сознание: 285 – 325.)

 

 

 


Информация о работе Возникновение и развитие человеческого сознания