Возникновение и развитие научной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.

Файлы: 1 файл

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде.doc

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Создателем первого  варианта психологии как самостоятельной  науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.

Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе — путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

Вместе с тем Вундт  считал, что психология должна исследовать  не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта- 10-томный труд «Психология народов».

Из этих установок и сложилась  основная исследовательская программа Вундта, включающая два главных метода — психологический эксперимент и исследование культуры народов. Эти идеи он изложил в своей книге «Основания физиологической психологии» (1874), которая считается началом психологии как самостоятельной науки. Объектом этой науки являются процессы, доступные как внутреннему наблюдению (интроспекции), так и внешнему. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону. Это двуединство психологических явлений проявляется уже в простейших формах — ощущениях. Экспериментальное изучение этих простейших психологических структур — важнейшая задача психологии как экспериментальной науки.

Уникальным предметом  психологии, никакой другой дисциплиной  не изучаемой, был признан «непосредственный  опыт», приобретаемый человеком. Главным экспериментальным методом был признан метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании, его простейшими структурными элементами: восприятиями формы, цвета предметов, силы звуков и т.п.

Однако скоро выявились и  некоторые трудности применения методов эксперимента к психологическим  явлениям. Эти трудности были порождены  особой изменчивостью, динамизмом, подвижностью психических феноменов, а также  тем обстоятельством, что, как оказалось, психика отнюдь не сводится только к сознанию, в ней большую, а порою даже решающую роль играет подсознание, выявить которое с помощью рациональных средств не удастся.

Критикуя эти недостатки структурализма, выдающийся американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) утверждал, что нужно сосредоточить внимание не столько на структуре психики, сколько на том, какие именно человеческие потребности удовлетворяются с ее помощью, какие задачи, важные для человека, она решает, какие полезные функции выполняет.

Таким образом, Джеймс предлагал изучать психику с других, более близких и важных для практики позиций. Это новое направление в психологии получило название «психологического функционализма». По мнению функционалистов, главная функция души состоит в том, чтобы помочь человеку приспособиться к окружающему его суровому миру, выжить в тех сложных условиях, в которых он оказывается с утра до вечера, от рождения и до самой смерти.

Главная задача психологии состоит в том, чтобы помочь человеку выработать необходимые ему в жизненной борьбе привычки и навыки. Сточки зрения функционалистов, роль сознания велика только в процессе обучения тем или иным действиям, например вождению автомашины. Но после того как обучение обеспечило необходимые навыки вождения, оно осуществляется уже автоматически, без активного участия сознания, как приобретенный устойчивый навык или функция.

Хотя подходы к пониманию  задач психологии у Вундта и Джеймса  кажутся противоположными, на самом  деле они не исключают, а дополняют  друг друга.

Дело в том, что для более полного описания психологических явлений необходимо описание различных аспектов человеческой активности, как внутренних (ощущений, восприятий, мыслей), так и внешних умений, навыков, привычек, с помощью которых человек адаптируется к различным обстоятельствам своей жизни. Функционализм как раз и выделил в качестве главного объекта психологии этот внешний аспект человеческой жизни.


Информация о работе Возникновение и развитие научной психологии