Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:14, лекция
Изучив данную тему, вы должны уметь:
раскрыть сущность понятия "психика";
показать взаимосвязь психики и нервной системы, особенно мозга;
сформулировать основные законы высшей нервной деятельности;
выделить стадии развития психики;
Во-первых, сознательная деятельность человека выходит за рамки биологических, инстинктивных отношений к природе, зачастую подавляя их (например, в проявлениях героизма: он определяется социальными отношениями). Сознание не формируется вне человеческого общества, о чем свидетельствуют случаи воспитания детей человека животными.
Во-вторых, сознательная деятельность человека определяется не только непосредственными, наглядными впечатлениями об окружающей действительности. В отличие от животных человек способен к абстрактному мышлению, что делает его независимым от конкретной ситуации. В результате человек способен не только отражать внешние воздействия, но и предвидеть их. Более того, он может предвидеть результаты собственного воздействия на окружающую среду и с этой целью, в частности, не только изготовить, но и сохранить орудия труда, что недоступно животным.
В-третьих, большинство знаний, умений, приемов поведения человека не столько являются результатом индивидуального опыта (как у животных), сколько формируются путем усвоения общечеловеческого опыта в обучении посредством высшей формы общения — человеческой речи.
Основным условием возникновения сознания явилась трудовая деятельность, совершаемая людьми при совместном изготовлении применении орудий труда.
Работа над изготовлением орудия не определяется непосредственными мотивам (например, потребностью в пище) и приобретает смысл только при наличии знания о будущем применении орудия. Таким образом, из деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем, т.е деятельность начинaет носить, сознательный характер.
В процессе трудовой деятельности активно действующие руки приобрели новые функции, свойственные лишь человеку, прежде всего функции активного осязания. Это в свою очередь, оказало большое влияние на развитие мозга и усложнение его структуры.
Вo время совместной трудовой деятельности люди неизбежно вступили и общение, которое было вызвано необходимостью передавать информацию, обозначающую не состояние (как у животных), а предметы, включенные и данную деятельность. Это привело к возникновению языка системы знаков, обозначающих предметы, их качества и взаимосвязи, что способствовало созданию мира внутренних понятий и приобретению навыков передачи накопленной информации.
Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания.
Таким образом, сознание возможно
при одновременном возникновени
Структура сознания, по А. Петровскому [8], содержит:
Значительная часть, знаний, отношений, составляющих внутренний мир человека, не осознается им, т. е. лежит в области бессознательного, Р. Грановская [3] выделяет зону сознания в которой отражается лишь малая часть сигналов, поступающих из внешней и внутренней сред организма. Сигналы, попавшие в зону ясного осознания, используются человеком для сознательного решения проблемы. Как только такое решение найдено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих проблем. Таким образом, значительная часть сигналов используется организмом для регулировки своей жизнедеятельности на подсознательном уровне.
По 3. Фрейду [10], к бессознательному относятся не столько процессы, к которым не привлечено внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием в случае конфликта их с многочисленными социальными запретами и вытесняемые в подсознание. В осознании и переоценке тревожащих человека переживаний по методике психоанализа решающая роль принадлежит языку, поскольку любой процесс может стать осознанным, если его назвать — вербализовать (от лат. verbalis — словесный).
К классу неосознаваемых психических
явлений относят также индивиду