Возникновение и развитие психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:14, лекция

Описание работы

Изучив данную тему, вы должны уметь:
раскрыть сущность понятия "психика";
показать взаимосвязь психики и нервной системы, особенно мозга;
сформулировать основные законы высшей нервной деятельности;
выделить стадии развития психики;

Файлы: 1 файл

lekciya_2.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, сознательная деятельность человека выходит за рамки биологических, инстинктивных отношений к природе, зачастую подавляя их (например, в проявлениях героизма: он определяется социальными отношениями). Сознание не формируется вне человеческого общества, о чем свидетельствуют случаи воспитания детей человека животными.

Во-вторых, сознательная деятельность человека определяется не только непосредственными, наглядными впечатлениями об окружающей действительности. В отличие от животных человек способен к абстрактному мышлению, что делает его независимым от конкретной ситуации. В результате человек способен не только отражать внешние воздействия, но и предвидеть их. Более того, он может предвидеть результаты собственного воздействия на окружающую среду и с этой целью, в частности, не только изготовить, но и сохранить орудия труда, что недоступно животным.

В-третьих, большинство  знаний, умений, приемов поведения  человека не столько являются результатом  индивидуального опыта (как у  животных), сколько формируются путем усвоения общечеловеческого опыта в обучении посредством высшей формы общения — человеческой речи.

Основным условием возникновения  сознания явилась трудовая деятельность, совершаемая людьми при совместном изготовлении применении орудий труда.

Работа над изготовлением орудия не определяется непосредственными мотивам (например, потребностью в пище) и приобретает смысл только при наличии знания  о будущем применении орудия. Таким образом, из деятельности, направленной на  непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь  в  дальнейшем, т.е деятельность начинaет носить, сознательный характер.

В процессе трудовой деятельности активно действующие руки приобрели новые функции, свойственные   лишь   человеку, прежде всего функции активного осязания. Это в  свою очередь, оказало большое влияние на развитие мозга  и  усложнение его структуры.

Вo время  совместной трудовой деятельности люди неизбежно вступили и общение, которое было вызвано необходимостью передавать информацию, обозначающую не состояние (как у животных), а предметы, включенные и данную деятельность. Это привело к возникновению языка системы знаков, обозначающих предметы, их качества и взаимосвязи, что способствовало созданию мира внутренних понятий и приобретению навыков передачи накопленной информации.

Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания.

Таким образом, сознание возможно при одновременном возникновении языка в процессе труда.

Структура сознания, по А. Петровскому [8], содержит:

  • совокупность знаний об окружающем мире (поэтому сознание понимается как особая форма отражения);
  • различие субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту. Только человек (субъект, т.е. носитель активности) выделяет и противопоставляет себя окружающему миру (объекту). Он единственный среди живых существ  способен к познанию самого себя, т. е. к самопознанию;
  • возможность . целеполагающей деятельности, в процессе которой 
    получается результат, имеющийся до начала процесса в представлении  человека.

Значительная часть, знаний, отношений, составляющих внутренний мир человека, не осознается им, т. е. лежит в области бессознательного, Р. Грановская [3] выделяет зону сознания в которой отражается лишь малая часть сигналов, поступающих из внешней и внутренней сред организма. Сигналы, попавшие в зону ясного осознания, используются человеком для сознательного решения проблемы. Как только такое решение найдено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих проблем. Таким образом, значительная часть сигналов используется организмом для регулировки своей жизнедеятельности на подсознательном уровне.

По 3. Фрейду [10], к бессознательному относятся не столько процессы, к которым не привлечено внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием в случае конфликта их с многочисленными социальными запретами и вытесняемые в подсознание. В осознании и переоценке тревожащих человека переживаний по методике психоанализа решающая роль принадлежит языку, поскольку любой процесс может стать осознанным, если его назвать — вербализовать (от лат. verbalis — словесный).

К классу неосознаваемых психических  явлений относят также индивидуальные, надсознательные явления, которые представляют собой, по мнению А. Асмолова [1], не что иное, как поле значений, существующих в форме ритуалов, церемоний, различных социальных символов и норм, в форме опредмеченных в процессе деятельности в орудиях труда схем действия ("коллективное бессознательное" по К. Юнгу). Организуя свою деятельность и поведение в соответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Сферы сознания и бессознательного исчерпывают собой понятие психики человека.



Информация о работе Возникновение и развитие психики