Возникновение и развитие сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 00:04, реферат

Описание работы

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории

Файлы: 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.docx

— 22.16 Кб (Скачать файл)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

 
Сознание человека возникло и развивалось  в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех  нескольких десятков тысяч лет, которые  мы относим к истории человеческого  общества. Главным условием возникновения  и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая  требует кооперации, общения и  взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.  
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).  
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).  
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания' человека через восприятие им своих собственных творений.  
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.  
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.  
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.  
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.  
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.  
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей. 

 

Роль труда и  речи в развитии сознания человека

Способность к сознательным действиям развилась и усовершенствовалась  у людей в процессе их общественно-трудовой деятельности.

Труд обусловил  особый, высший, характер всех психических  процессов человека по сравнению  с психикой животных.

Так, внимание человека резко отличается от ориентировочного рефлекса животных: человек может сознательно направлять свое внимание на тот или другой предмет и удерживать его на нем сколько необходимо. Эта способность сознательно управлять своим вниманием развилась у человека только в процессе труда: во время работы человек вынужден сознательно сосредоточить на объекте труда и на рабочих операциях свое внимание и удерживать его на них так долго, как это необходимо, чтобы закончить работу.

В процессе труда  развились у человека и высшие формы мышления. В своих интеллектуальных действиях животное может отражать только самые элементарные связи, которые  существуют между предметами (например, пространственные отношения: палка может удлинить лапу и позволит дотянуться до искомого предмета и т. п.). Но только человек, и притом только в процессе труда, открыл более существенные связи, например причинные взаимоотношения между явлениями.

В процессе труда  развилась и воля человека. Сознательные действия всегда сопровождаются большими или меньшими волевыми усилиями, в то время как у животных при совершении ими инстинктивных действий такие усилия отсутствуют. Труд содействовал развитию воли, поскольку он требовал от человека целенаправленной деятельности и сознательной затраты диктуемых характером труда усилий.

В процессе труда  развилось сознание человека как  отражение окружающего мира, но не пассивное — в форме простого созерцания, а действенное — в форме активного воздействия человека на окружающую среду: в процессе труда человек осуществляет свои осознанные цели, целенаправленную волю, благодаря чему в конце труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

С самого начала труд не был индивидуальным делом того или другого отдельного человека; он всегда имел характер общественного производства, был построен на сотрудничестве людей разделении трудовых операций. В процессе производства люди были вынуждены воздействовать друг на друга; они не могли производить, не объединяясь известным образом для совместной деятельности. В связи с этим труд вызывал у людей потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и грамматическими формами. Язык — общественное явление, он является созданием не отдельных людей, а всего общества. В нем отражен опыт мыслительной деятельности не какого- либо одного человека, а всего человеческого общества. Каждый человек, вступая в жизнь, усваивает язык того народа, к которому он принадлежит. Благодаря этому в своей речи, а следовательно, и в своем мышлении человек опирается на опыт всего народа, в не только на свой личный опыт.

Вместе с тем  благодаря речи закреплялся и  совершенствовался общественный характер волевых действий человека, его сознательной деятельности. Когда человек выполняет ту или иную трудную операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт-трудовой деятельности всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, и нравов людей, отражающих объективную действительность — человеческое общество, природу сознание людей о мире.
  2. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества.
  3. Общественное сознание людей является продуктом общественного бытия.
  4. Общественное сознание проявляется только через индивидуальное.
  5. Общественное и индивидуальное сознание, едины. У них общий источник — бытие людей, единая основа — практика, одна форма, способ выражения — язык
  6. Общественное сознание принято делить в условно «вертикальном» ракурсе — на уровни: обыденно - практический и теоретический, а в «горизонтальном» — на формы: политическое сознание, правосознание и его культура, нравственное сознание, философия религии, эстетическое сознание и философия культуры.

Общественное сознание играет большую роль в развитии общества.

 

 

  • Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому.
  • Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности - поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, вся культуротворческая работа, прогнозирование будущего, принятие решений и др.
  • Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.
  • C помощью своего сознания человек решает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций. Выделяют основные функции сознания:
  • 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;
  • 2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;
  • 3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.

 

 


Информация о работе Возникновение и развитие сознания